Домой Общество Волонтеры, спасающие уникальный костел: Таких храмов всего два: один в Прикарпатье, второй...

Волонтеры, спасающие уникальный костел: Таких храмов всего два: один в Прикарпатье, второй в Италии

Волонтеры, спасающие уникальный костел: Таких храмов всего два: один в Прикарпатье, второй в Италии

ФБ

Этот храм-памятник был создано скульптором Иоанном Пинзелем и его кумом, архитектором Бернардом Меретином — автором собора Юра во Львове.

70 лет забвения

Костел Непорочного зачатия Девы Марии с двухэтажным монастырским комплексом и пятиэтажными колокольнями серой громадиной возвышается в самом центре Городенки в Ивано-Франковской области. Этот 250-летний памятник архитектуры национального значения построен в стиле позднего барокко известным архитектором Бернардом Меретином.

Бернард Меретин работал над собором Юра, дворцами Бесядецких и Любомирских во Львове, Ратушей в Бучаче, многими церквями и костелами и другими известными памятниками. Но первой его работой на территории Украины стал костел в небольшом городке в Прикарпатье — в Городенке.

Трудился над ним Бернард Меретин вместе со своим кумом, известным скульптором, которого называют украинским Микеланджело, Иоанном Пинзелем. Несмотря на статус создателей, этот храм только-только начинает возвращать себе былой лоск…

— Если бы еще 25-30 лет назад кто-то сказал, что в этом храме снова будут проводить службы, ему рассмеялись бы в лицо и назвали сумасшедшим, — рассказывает «КП» в Украине» администратор храма, отец Игорь Ковбасюк. — Он 70 лет стоял заброшенным, здесь был склад, вокруг — пустошь. И только 19 лет назад его двери снова открылись для прихожан.

Открылись — громко сказано. Тогда, в 2002 году, вспоминает отец Игорь, приход состоял из шести человек — его родственников. Приходилось все делать и покупать заново, начиная с проводки, церковной утвари и риз, новой документации… До этого здесь была крохотная, даже не зарегистрированная община.

Мощи монахов растащили хулиганы

Эти же люди первыми начали очищать заброшенные монастырские помещения, подвалы, крипту… Но так как большинство были уже в возрасте, дело продвигалось со скрипом.

За 70 лет все пришло в упадок. Когда храм закрывали, общине церкви разрешили вывезти утварь, другие церковные принадлежности. Но многое оставили. Тогда никому и в голову не приходило, что в храме побьют, растащат все — и деревянные скульптуры в том числе. Тем более, никто не допускал мысли, что кто-то посмеет трогать мощи святых… Но ходов в комплексе — множество, пролезть  мародерам и хулиганам не составляло труда.

Вернувшись в храм, немногочисленные прихожане и священник нашли разбросанные в пыли среди мусора мощи, и то не все… Оказалось, местные хулиганы с удовольствием все эти годы пугали девочек черепами либо попросту ради шутки тащили кости из храма. Отдельно же валялись и медальоны монахов и прочее.

— Здесь был лучший в Западной Украине орган, который люди также растащили на свистульки детям, — вздыхают в храме. — Этот костел -единственный такой в стране и второй в Европе. Еще один похожий храм есть на юге Италии.

Костел в Городенке — больше, чем известный собор Юра во Львове, который считается вершиной творения Бернарда Меретина. В общине Городенки говорят: собор Юра мастер строил по примеру костела в Городенке с небольшими изменениями.  

Работы Иоанна Пинзеля попали в частные коллекции

Пропали и некоторые скульптуры украинского Микеланджело Иоанна Пинзеля. Когда-то известного искусствоведа, хранителя украинского наследия и президента Украинского комитета международного совета музеев от ЮНЕСКО Бориса Возницкого даже пугали — в Городенке топят печи-деревянными скульптурами Пинзеля. Это оказалось неправдой, но известно, что в то время скульптуры из храма воровали и вывозили. Сейчас они в частных коллекциях в Европе и мире.

— Первые работы Иоанна Пинзеля сделаны в Городенке, — говорит отец Игорь Ковбасюк. — Это и каменная скульптура на территории храма, и фрески, и деревянные скульптуры. Одну скульптуру мне вернули. Но я ее никому не показываю и не покажу, пока не закончим полностью работы. Сейчас она на реставрации.

Наследие Пинзеля священник ревностно оберегает — даже не говорит, что за скульптура. 

Граф-заказчик

Как рассказывает отец Игорь Ковбасюк, двухэтажный монастырский комплекс с храмом, двумя пятиэтажными колокольнями, подземельями строили на заказ графа Николая Потоцкого, которому принадлежали обширные имения на правобережной Украине, в том числе города Городенка и Бучач.

— У графа Николая Потоцкого были большие споры с королем и дворянством Речи Посполитой, — объясняет отец Игорь Ковбасюк. — Его брат Степан уехал в Речь Посполитую и придерживался польского обряда и религии, а Николай был  предан украинской традиции. В Польше же украинцев считали рабочими, неразвитыми интеллектуально.  Чтобы сломать устоявшиеся стереотипы, граф Николай Потоцкий пригласил лучших мастеров, архитектора Бернарда Меретина и скульптора Иоанна Пинзеля, работавшего в ведущих городах Европы и обустроившего в Городенке все по европейскому обычаю. Чего стоил только этот костел с монастырским комплексом, добротная брусчастка вокруг, газон, кованые лавки, кипарисы… Здесь было и есть чем полюбоваться, как в Европе.     

В мусоре нашли старые канделябры

Сегодня в костел ходят две-три сотни человек. И среди них нашлись молодые инициативные ребята, которые взяли на себя расчистку и уборку помещений и территории, задумались о консервации и последующей реставрации зданий. Дело пошло!

— Комплекс убирали, начиная от подвалов и заканчивая крышей — хоть ее меняли пару десятков лет назад, но она покрылась ржавчиной, нужно было и ее консервировать специальной краской, — рассказывают в общине. — Говорили, что для всего этого нужно 50, а то и 100 человек, но оказалось, что хватает десятка, но постоянного.  

А еще — волонтеры нашли среди мусора в монастырских помещениях и подвале подсвечники, канделябры, лампадки и прочую церковную утварь, что представляет для общины большую ценность. Их уже отреставрировали и на Пасху покажут на выставке.

Все работы проводят своими силами и на деньги общины. Говорят, никто из власть имущих на этот храм, который является памятником национального значения XVIIIвека, внимания не обращал. Ни раньше, ни сейчас. В планах — реставрация костела, но во сколько это обойдется, пока даже не считают — цены на стройматериалы растут каждую неделю.