Домой Экономика ЗеБудова. Что мешает ремонту дорог в Украине

ЗеБудова. Что мешает ремонту дорог в Украине

ЗеБудова. Що заважає ремонту доріг в Україні

Фото: Офис президента Украины Зеленский инспектирует ход проекта Большое строительство

Большое строительство Зеленского может превратиться в популистский проект через коррупцию и несвоевременные поступления в бюджет, говорят эксперты.

В Украине снова остро встал вопрос качества дорог — одной из во время паводков стала именно некачественная инфраструктура.

Президент Владимир Зеленский в конце февраля запустил амбициозный проект Большое строительство, целью которого является строительство и капитальный ремонт 6,5 тысяч километров автодорог.

В Киевской области на днях открыли первые 25 километров отремонтированного участка трассы Киев — Одесса. Yakomp.ru рассказывает подробности.

Государство строит — дальнобойщики ломают

Владимир Зеленский на своей пресс-конференции 20 мая заявил, что хочет стать президентом, «после которого в Украине наконец-то появятся дороги».

«Наша задача построить все государственные дороги, которые объединят нашу страну, которые будут витриной нашей европейской страны. А это 25 тысяч приоритетных дорог. И я до конца своей каденции — сколько она там будет, решает народ Украины — но я уверен, что до конца своей каденции мы достроим все держдороги», — сказал он.

Президент заверил, что экономический кризис и карантин не станут причинами для сворачивания крупных программ строительства. Он сказал, что в 2020 году запланировано построить в девять раз больше дорог, чем в прошлые годы.

ЗеБудова. Що заважає ремонту доріг в Україні

Зеленский инспектирует Большое строительство в Хмельницкой области / ОПУ

Зеленский также выразил надежду, что после местных выборов он и его партия получат влияние в многих городах и поэтому смогут построить «еще все дороги и в городах». Он также сказал, что планирует найти 3 миллиона долларов на строительство мостов.

23 июня президент опубликовал видеообращение, в котором назвал «засранцями» дальнобойщиков, которые портят дороги перегружены машинами.

Зеленский рассказал, что нашел группу в Viber, где водители грузовых автомобилей обсуждают, какими путями можно объехать пункты взвешивания машин. Свое обращение он опубликовал в их чате.

«Мы здесь делаем большое строительство — строим тысячу дорог, думаем, как все в этом году успеть, где взять деньги … Есть разные машины, разные водители, перегружены — они едут. У них своя работа, им все равно, что государство тратит на один километр дорог примерно один миллион долларов США», — сказал он.

Для решения этой проблемы, говорит президент, совместно с СБУ, Нацполіцією и Госавтоинспекцией были созданы пропускные пункты, но их все равно объезжают.

«То они ночью едут перегруженные, разбивают дороги, то они почему-то въезжают на центральные дороги … Хотел бы вам сказать: вы, ребята, засранцы — мы здесь хотим что-то хорошее сделать для страны … Помогать вы не можете … но хоть немного не мешайте. Хорошо? Потому что все равно мы все чаты найдем и вас тоже найдем — и будет больно», — сказал он.

В Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины и рассказали о «героизме водителей».

24 июня Офис президента опубликовал сообщение о том, что Большое строительство «набирает обороты»: завершился ремонт одного из участков трассы М-05 Киев — Одесса, которая является частью международного транспортного коридора Е-95.

«Мы начинаем практически еженедельно открывать новые отрезки трасс: и больших, и малых, и местных и государственного значения. Киев — Одесса — трасса, которой пользуются не только те, кто живет в Киеве или Одессе. Это одна из главных артерий Украины», — сказал заместитель председателя ОП Кирилл Тимошенко во время официального открытия отрезка трассы в Киевской области.

ЗеБудова. Що заважає ремонту доріг в Україні

Офис президента

Строительством занималось совместное украинско-белорусское предприятие. Посол Беларуси Игорь Сокол заявил, что «это подарок белорусских строителей украинскому народу по случаю Дня Конституции».

В ОП отметили, что в 2021 году Государственное агентство автомобильных дорог Украины планирует полностью обновить трассу М-05.

Как сказал председатель Укравтодора Александр Кубраков, на этой трассе ближе к Киеву установлен пункт автоматического весового контроля и вскоре нарушителям будут приходить штрафы.

Сегодня, 26 июня, Зеленский во время рабочей поездки в Херсонскую область рассказал об операции, которую местные власти назвали Взвешенные и счастливые, направленную на противодействие перегруженным фурам.

«Вы знаете, что проводится операция через эти грузы, которые разбивают наши дороги, на которые мы выделяем в этом году около 80 миллиардов гривен. Это большие деньги для государства, такого никогда не было. Поэтому у нас операция не только на Херсонщине, операция, действительно, по всей стране», — сказал президент.

К операции подключены Нацполіція и СБУ. «Я не знал названия операции, о которой сказал господин Гусев, но хочу немного ее скорректировать: все водители точно будут взвешены, но, к сожалению, не все будут счастливы», — заявил Зеленский.

Но есть еще коррупция и картельный сговор

Как DW председатель Укравтодора, только в этом году планируется построить и отремонтировать 4,2 тысячи километров дорог. Около 600 километров, по его словам, уже введены в эксплуатацию.

Александр Кубраков отметил, что капитальная реконструкция необходима, поскольку две трети из 24 тысяч километров основной сети украинских дорог сейчас находятся в ненормативном или аварийном состоянии».

Юрий Николов, соучредитель проекта Лига антитрасту, в рамках которого изучают госзакупках, считает, что масштабная президентская инициатива может превратиться в популистский проект.

«Уже прошло полгода после старта Крупного строительства, а на месте некоторых будущих дорог ветер гуляет в полях. Физически отремонтировать в этом году возможно не более двух тысяч километров. И то, если будут своевременные поступления в бюджет», — отметил Николов.

Счетная палата Украины подтверждает опасения экспертов. Аудиторы отмечают, что, в соответствии с бюджетной отчетностью за январь-апрель, сохраняются значительные риски невыполнения украинского бюджета в текущем году, прежде всего доходной части.

Однако даже те деньги, которые сейчас выделяют на дороги, могут исчезнуть в коррупционных сделках, не исключает Николов.

Он рассказал, что подсчеты Лиги антитрасту, которая проанализировала госзакупки асфальта по контрактам Большого строительства, показывают, что он должен закупаться вдвое дешевле.

Падение цены на нефть ведет к удешевлению асфальта, но в Украине все наоборот, говорит Николов.

«Наиболее ходовые марки асфальта в тех тендерах, где нам удалось найти сметы, подорожали с трех тысяч до четырех тысяч гривен за тонну. Это традиционная украинская черта — «прикуривать» по дороге. То есть закладывать свою маржу в крупных инфраструктурных проектах», — объясняет эксперт.

Кроме того, продолжает Николов, который участвовал в рабочей группе Минэкономики, которое утверждает методические рекомендации для участников тендеров, назвал позицию Укравтодора «картельным сговором».

Ведомство утвердило такие жесткие правила, что в тендерах на ремонт и строительство дорог могут участвовать около пяти компаний — отсекается часть подрядчиков, которые могли бы выполнить эти работы дешевле, поскольку тогда была бы конкуренция на рынке.

В Укравтодоре объяснили свое решение заботой о качество и скорость строительства.