Домой Мир Волынская трагедия. Почему полякам не понравилось письмо покаяния украинцев

Волынская трагедия. Почему полякам не понравилось письмо покаяния украинцев

Волынская трагедия. Почему полякам не понравилось письмо покаяния украинцев

Виктория Жуган 13 июня, 2016, 10:56

Как Польша отреагировала на украинское письмо покаяния и прощения накануне годовщины Волынской трагедии

2 июня духовные, политические и интеллектуальные лидеры украинского народа обратились к полякам с открытым письмом. Накануне 73-й годовщины Волынской трагедии, которую отмечают в июле, попросили у Польши прощения и пообещали забыть взаимные обиды, а также призвали не прибегать к резким и непродуманным заявлениям, которые могут сыграть на пользу только общему врагу, то есть Кремлю.

Под обращением подписались, в частности, экс-президенты Виктор Ющенко и Леонид Кравчук, патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет, глава Украинской греко-католической церкви Святослав Шевчук и другие.

Письмо в очередной раз вызвало дискуссию вокруг ОУН-УПА, еще раз обозначило проблемы в польско-украинских отношениях и вызвало  волну критики.

Прекрасное и мудрое письмо

Почти за неделю украинское письмо получило ответ – от лидеров польского духовенства, о чем в среду, 8 июня, сообщил католический портал Deon.pl. Так, Люблинский митрополит архиепископ Станислав Будзик призвал поддержать Украину и принять письмо с открытым сердцем.

"Выяснение трагических событий оставим историкам, а мы, христиане, должны идти дорогой объединения, принять протянутые к нам руки и смотреть в будущее, особенно сейчас, когда Украина переживает тяжелые минуты: войну на востоке страны, экономический кризис".

Митрополит перемышльско-варшавский грекокатолического костела архибискуп Евгениуш Попович подчеркнул, что убийство невинных людей не имеет никакого оправдания.

Тем, кто трагически погибли, никогда не вернем жизни, заявил владыка, а убийство никогда не будет иметь никакого оправдания и смысла. "Конфликты решаются по-настоящему только в диалоге", сказал Попович.

Призывы к прощения обид и раскаяния за проступки – не новость, а логичный шаг в польско-украинских отношениях, — отметил в публикации под заголовком "Прекрасное и мудрое письмо" писатель и журналист Gazeta Wyborcza Павел Смоленский.

Он напомнил, что к примирению призвал во время путешествия Украиной Иоанн Павел II, об этом говорили президенты двух стран, а если копнуть историю, то в конце 80-х в Риме и польской Ясной Гуре об объединении говорили кардинал Юзеф Глемп и Мирослав Любачивский.

Такую точку зрения, однако, разделяют далеко не все представители польской элиты. Украинское письмо вызвало у западных соседей немало гнева и раздражения.

Мало извинений

"Письмо разочаровывает", — сказала исследовательница Волынской трагедии Ува Семашко в телепрограмме #dziejesienazywo портала wp.pl. Польские комментаторы утверждают, что украинцы извинились маловато и не так, как следует.

Отмечают, что Украина не должна была принимать формулировку "Волынская трагедия" вместо "геноцид на Волыни", во-вторых, не должна избегать упоминания об ОУН-УПА, а в-третьих, зря приравняла нападающих с жертвами.

"На Волыни не стояли напротив друг друга поляки и украинцы. Не было польско-украинской войны, была резня мирного населения, развратное убийство женщин, детей и стариков (членами, – ред.) УПА", — пишет репортажистка и журналистка издания Rzeczpospolita Майя Нарбутт на страницах издания Wpolityce.

Историк и публицист Роберт Юршо возмущается призывом авторов письма признать самостоятельность украинской национальной традиции за справедливую и достойную уважения борьбу за собственную государственность и независимость.

"Напомню только, что в широком понимании "украинская национальная традиция" — это и упомянутая ОУН-УПА, и также убийцы из СС-Галичина. Их мы тоже должны признать?" — пишет Юршо на WP.pl.

Попытка затереть прошлое

Бывшим президентам Ющенко и Кравчуку, патриарху Филарету и другим подписантам не хватило смелости назвать вещи своими именами, зато хватило наглости попытаться подменить понятия и попробовать затереть прошлое, утверждают польские публицисты.

Более того, в 2003 году польский президент Александр Квасьневский назвал события на Волыни "геноцидом", а рядом стоял украинский президент Леонид Кучма, напоминает руководитель международного отдела издания Rzeczpospolita Ежи Гачинський.

Тринадцать лет назад украинцы вернулись к "безопасному" термину "трагедия", пишет он и добавляет: "Сложно Квасьневского назвать врагом Украины, потому что сыграл важную роль в переговорах во время Помаранчевой революции, а потом был очень заинтересован в том, чтобы Украина шла в сторону Запада".

Михал Дворчик, председатель Комиссии по объединению с поляками за рубежом (партия "Право и справедливость"), подтвердил в #dziejesienażywo, что письмо украинских интеллектуалов является плохим предвестником дальнейшего польско-украинского диалога.

"Авторы письма, среди которых есть политики, одной рукой подписывают это письмо, а другую подносят во время голосования за предоставление улицам Киева и других городов имен лиц, которые непосредственно или политически несут ответственность за геноцид. С одной стороны, нас призывают склонить головы над жертвами и простить друг друга, с другой – прославляем убийц".

По мнению Дворчика, это результат исторической политики, которую проталкивает глава украинского Института национальной памяти, и неправильно понятой политкорректности, которую практикуют польские элиты.

"Странно, чтобы было иначе, поскольку сегодня в Украине УПА стала учредительным мифом Украинского государства, официально ее (УПА – ред.) прославляют и придают улицам и школам имена ее руководителей", — пишет Нарбутт.

Путин и шантаж

Слово, которое часто повторяется в разных колонках комментаторов – "шантаж". Мол, Украина лицемерно назвала письмо "прощением" и "объединением", а на самом деле давит на Польшу и шантажирует.

"Беспокойство и шантаж, которым резонирует письмо. Такое мое прочтение обращения к польской власти, чтобы по случаю волынской годовщины удержались от «непродуманных политических деклараций", — утверждает Гачинський.

Именно поэтому, по мнению польских комментаторов, украинцы вытащили кремлевский козырь – мол, такие декларации сейчас принесли бы пользу общим врагам, то есть России.

"… так называемый этический мотив этого письма – маска, которая едва скрывает политический интерес, что за ним стоит", — пишет Юршо. В искренность намерений украинцев было бы проще поверить, если бы не состояние российско-украинских отношений и если бы Украина просто не нуждалась в поддержке Польши, утверждает журналист.

Нарбут утверждает, что украинцы легкомысленно отнеслись к точке зрения поляков на общую историю, заставляя выбирать между версией Киева и ролью «пособника вражеской пропаганды.

Трагедия или геноцид?

В феврале политики правящей партии "Право и справедливость" составили в сейме законопроект, который называл бы волынские события "геноцидом" и устанавливал бы День памяти мученичества кресовян (жителей восточных границ, – ред.) 11 июля. Законопроект курирует Михал Дворчик. Партия Кукиз’15 и подала свой законопроект, который называл бы 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида ОУН-УПА и обязал бы все государственные институты вывешивать флаги.

Проект ПиС прошел пока лишь первое чтение, а внутри партии есть серьезные разногласия. Ярослав Качиньский недавно предложил компромиссный вариант — отмечать День мученичества кресовян 17 сентября – дата, которая объединяет все преступления, совершенные против поляков на Востоке".

Организации, представляющие жителей восточных регионов Польши, обратились к руководителю ПиС и президенту Анджею Дуде с просьбой ввести два праздника: 17 сентября День памяти мученичества кросвян, а 11 июля – праздник, которое имел бы отношение к волынской трагедии и который бы имел в названии слово "геноцид".

Источник