Добавить в

В Украине хотят отменить налог, чтобы победить офшоры. Почему это важно

В Украине хотят отменить налог, чтобы победить офшоры. Почему это важно

фото: vidomosti-ua

27 июня, 2017, 10:01

Как в Украине решили не дать предпринимателям вывести прибыль в офшоры

С 2018 года Минфин запланировал ввести налог на выведенный капитал вместо налога на прибыль. Госбюджет может недополучить денег, но есть шанс, что бизнес начнет меньше выводить деньги в оффшоры.

Почему не стоит оставлять все, как есть

Налог на прибыль (18%) платит предприятие с разницы между своими доходами и расходами. Такое условие понятно для большинства стран Европы. Казалось бы, зачем это менять?

Налог на прибыль в Украине давно перестал демонстрировать реальное финансовое положение того или иного предприятия. Бухгалтеры для минимизации платежей научились занижать доходы и завышать расходы.

Поэтому поступления по налогу на прибыль в бюджет обеспечивал небольшой круг предприятий. За первый квартал 2016 года всего было выплачено 13,8 млрд грн., из которых 11,3 млрд грн. (80%) оплатили 1086 налогоплательщиков или 0,4%.

Среди этой когорты добросовестных — преимущественно государственные предприятия и юрлица с иностранным капиталом. Такие данные приводит Европейский информационно-исследовательский центр.

Для иностранного бизнеса привычно демонстрировать прибыль от своей деятельности. Ведь такое предприятие привлекает инвесторов. В Украине же привыкли показывать убыточность и выводить капитал в офшоры.

Зарубежный инвестор смотрит на украинское предприятие, как на кота в мешке, понимая, что его финансовые документы «подкорректированы», исходя из желания избежать налогообложения. Причем эффективных механизмов проверки результатов его деятельности нет, значит, иностранец скорее откажется от риска вложить деньги в Украине.

Один из аргументов адептов переформатирования налога – малая финансовая выгода от него для бюджета, а значит, для всех граждан.

В 2016 году в консолидированный бюджет (госбюджет+местные бюджеты) за счет налога на прибыль поступило 60,2 млрд грн, что составляет лишь 2,5% ВВП, или 9% всех налоговых поступлений (650 млрд грн).

Кроме того, существование этого налога подвергает предприятия на конфликты с налоговыми органами. Часто – из-за претензий к документам, удостоверяющим расходы. А воспользоваться механизмом досудебного обжалования решений налоговиков на практике почти невозможно.

Словом, в украинских реалиях налог на прибыль действует не эффективно, поскольку оставляет возможность декларировать убытки, не платить ничего в бюджет и выводить заработанное за границу. При других условиях – при эффективных судебных, фискальных системах — все можно было бы оставить как есть.

Что за новый налог

Минфин уже обнародовал в виде презентации основные тезисы законопроекта. Согласно ему, вместо налога на прибыль вводится налог на выведенный капитал, которым будут облагаться распределенные дивиденды (ставка 0 – 15%) или приравненные к ним платежи (ставка 20%).

Такими платежами являются, например, проценты, роялти, уплаченные нерезиденту, инвестиции за границу в виде создания юридических лиц, открытие филиалов.

Смысл такого предложения в том, чтобы «отбить охоту» вывода капитала в другие страны. Пока капитал будет «вращаться» на предприятии, он не будет облагаться налогом и не подпадает под контроль налоговиков. Следовательно, должна уменьшиться и частота проверок, давление со стороны чиновников.

Сама идея облагать налогом только ту сумму, которая, условно говоря, уже окончательно «покидает» предприятие, для нас не нова.

Как отметил президент общественного союза «Украинское объединение рынков капитала» Сергей Москвин, принцип «плати только, когда вывел деньги» давно уже введенный через институты совместного инвестирования. То есть, пока деньги, внесенные лицом в инвестиционный фонд, не выводятся из него (оно не продает ценные бумаги и не получает на них дивиденды) – сумма не облагается никаким налогом.

Только с полученных дивидендов, дохода с продажи ценных бумаг уплачивается налог.

Нюансы, продиктованные реальностью

Идея перенести такую практику на бизнес нашла поддержку в украинских предпринимательских кругах. В частности – из-за предоставления бизнесу возможности заработанную разницу между доходом и расходами вложить в собственное развитие. Тем самым появится стимул оставить капитал в Украине и не фантазировать с отчетностью.

В настоящее время ведутся расчеты: как нововведение повлияет на поступления в бюджет. Исходя из международного опыта, суммы будут меньше. Однако, как отмечалось выше, в Украине этот налог приносил лишь 9% от всех налоговых поступлений.

Однако и этот небольшой процент уменьшится, поскольку ряд предприятий воспользуется возможностью оставить деньги у себя. Кроме того, как предполагает старший экономист Case – Центра социально-экономических исследований – Владимир Дубровский, риск бюджетного недопоступления связан с тем, что кое-где налог уплачивался в размере, навязанном налоговиками.

«Есть большая доля предприятий, налог на прибыль с которых взимался принудительно, по плану. Когда не будет давления, выжать взнос будет труднее, если деньги не реинвестируют», — говорит эксперт.

С его слов, перекрыть возможное уменьшение поступления средств в бюджет удастся, если реализовать деоффшоризацию.

По международным оценкам, в офшорах находятся от $117 млрд (Global Financial Integrity) до $167 млрд (Tax Justice Network) украинского происхождения.

Однако, чтобы эти деньги работали на украинскую, а не кипрскую экономику, нам не обойтись без реформы Государственной фискальной службы, в частности запуска Службы финансовых расследований.

Также, говорит эксперт, после введения нового налога могут увеличиться поступления из других налогов – НДС и налог на доходы физических лиц.

Этот оптимистичный прогноз объясняется оживление в промышленности, которое возникнет, если бизнеса позволят реинвестировать прибыль в самих себя и оставить его в Украине.

Чтобы налоговое нововведение заработало с нового года, законопроект должен быть принят парламентом по крайней мере в сентябре.

Источник