Транспортный социализм: как это — жить в стране с бесплатным транспортом Авг20

Добавить в

Транспортный социализм: как это — жить в стране с бесплатным транспортом

Транспортный социализм: как это - жить в стране с бесплатным транспортом

Ульяна Букатюк

20 августа, 2018, 13:03

Пока киевляне приходили в себя от повышенных вдвое цен на проезд, Эстония стала первой страной ЕС с бесплатным общественным транспортом. Как это удалось и возможно ли такое в Украине

Журналистка Еспресо.TV “убежала” на выходные от киевских повышенных цен на проезд, чтобы исследовать систему транспорта Таллинна — столицы Эстонии, где для горожан вот уже 5 лет действует бесплатный проезд.

И только в Таллинне эстонцы не остановились — недавно транспорт стал бесплатным почти во всей стране. Как им удалось это реализовать и каким образом работает транспортная система столицы Эстонии

Меньше автомобилей — больше чистого воздуха

С июля жители 11 из 15 уездов Эстонии имеют возможность ездить в муниципальном общественном транспорте бесплатно.

Решиться на это  эстонское мининфраструктуры подтолкнули успешный опыт Таллинна и так или иначе дотационная транспортная система. Ведь 2/3 затрат на функционирование автобусного сообщения в сельской местности все равно брало на себя государство. Поэтому эстонцы решили “приложить” еще треть от необходимой суммы (всего 34,8 млн евро), чтобы освободить жителей уездов от платы за проезд вообще.

По словам министра экономики и инфраструктуры Эстонии Кадри Симсон, власти страны хотят остановить отток сельского населения в города и внести вклад в защиту окружающей среды.

Также в Эстонии рассчитывают, что бесплатные автобусы могут снизить частоту использования легковых автомобилей гражданами.

Опыт Таллинна свидетельствует, что благодаря бесплатному транспорту можно еще и неплохо заработать. Во-первых, такая “фишка” привлекает к себе инвесторов и туристов. Во-вторых, полностью бесплатный транспорт в Таллинне только для жителей города, поэтому немало людей захотели ими стать — а это дополнительные налоги в муниципальный бюджет.

Кроме того, благодаря бесплатному транспорта жители стали чаще выходить вечерами и в выходные на прогулки, в рестораны и тому подобное. А это также стимулирует местную экономику.

Транспортная система Таллинна

В средневековом Таллинне нет метро. Зато по городу резво курсируют автобусы, троллейбусы и трамваи. Расписание на маршруты всего транспорта города можно посмотреть на сайте.

Право на бесплатный проезд имеют все жители города, но для этого нужно иметь с собой единую проездную карточку и документ, удостоверяющий личность.

Туристы и жители остальной Эстонии должны оплачивать проезд. Штраф за проезд “зайцем” — 40 евро.

Впрочем пользоваться транспортными удобствами Таллинна удобно и дешево. На весь транспорт действует система единого билета, который можно приобрести четырьмя способами:

  • Бумажный одноразовый билет стоит 2 евро, его можно приобрести у водителя (для школьников и студентов билет будет стоить 1 евро). И это самый экономически выгодный вариант — целесообразно, если вы в Таллинне только проездом.

  • Ühiskaart — единая проездная карточка. Ühiskaart можно приобрести в киосках R-Kiosk, на почте или в бюро городской администрации. Сама карточка стоит 2 евро, однако после возврата карты, деньги за нее возвращают. Тарифы Ühiskaart:
    Билет на 1 час — 1.10 евро. Можно использовать одну карточку с достаточной суммой на нескольких пассажиров (до 5 человек).
    Билет на 1 день (24 часа) — 3 евро
    Билет на 3 дня (72 часа) — 5 евро
    Билет на 5 дней (120 часов) — 6 евро
    Билет на 30 дней — 23 евро
    Транспортный социализм: как это - жить в стране с бесплатным транспортомТакой вид имеет единая проездная карточка таллиннца

  • Я покупала карточку на три дня, поэтому заплатила в киоске прямо в аэропорту 7 евро. Три дня ездила любым транспортом по городу без ограничений, а когда вернулась в аэропорт, отдала карточку в том же киоске и получила назад свои 2 евро.

    Поэтому всего за 5 евро за три дня (что в сравнении с ценами на транспорт в большинстве столиц мира, где я была до сих пор, очень мало) я почувствовала себя жительницей столицы со всеми транспортными удобствами.

    3. Tallinn Card дает возможность безлимитного бесплатного проезда в течение времени действия карты. Отличие от Ühiskaart в том, что Tallinn Card дает возможность бесплатно или со скидкой посещать музеи, галереи, зоопарк и другие достопримечательности.

    Но за аналогичную трехдневную Tallinn Card мне пришлось бы выложить 45 евро.

    4. Купить авиабилет онлайн или через приложение. QR-билет можно купить на сайте tallinn.pilet.eeдаже без авторизации. Выполнив платеж, билет можно скачать с сайта. Также билет будет отправлен вам на электронную почту.

    Еще один вариант — воспользоваться мобильным приложением Pilet.ee, но тут уже нужна авторизация. Также при таких условиях к билету добавляется плата за обслуживание в размере 0,32 евро.

    Онлайн можно приобрести до 10 поездок, которые будут охранять по 1 евро, что уже выгоднее, чем за 2 евро у водителя. Также таким способом можно купить билет на несколько человек.

    Транспортный социализм: как это - жить в стране с бесплатным транспортом
    В большинстве городского транспорта есть объяснение, как можно купить билеты, на нескольких языках
    Читайте также: Не Богом данные. Когда украинцы смогут забыть о желтых маршрутках

    Как это работает в транспорте

    Перед началом каждой поездки карточку, бумажный билет или экран телефона нужно приложить к валидатору.

    В таллинском транспорте это круглый оранжевый аппарат, который встречает вас у каждых дверей общественного транспорта. На билет валидатор может среагировать мигнув зеленым (если все хорошо) или красным (если билет или карточка недействительны или на ней не хватает средств).

    Если рассчитываться одной картой за нескольких пассажиров, то нужно еще дополнительно указать их количество. На валидаторе есть необходимые стрелочки.

    Транспортный социализм: как это - жить в стране с бесплатным транспортом

    В целом система удобная, на каждой остановке есть отметки на карте с вариантами транспорта и направлениями, также есть табло, которое отсчитывает, сколько осталось ждать автобус, трамвай или троллейбус.

    Транспорт очень чистый, удобный и быстрый (никаких пробок и борьбы за пассажира, есть специально отведенная полоса). С кондиционированием салона и приветливыми водителями в форме. Мест для сидений хватает в основном на всех. Только вечером как-то пришлось ехать стоя. Поэтому уровень сервиса в Эстонии “за бесплатно” нашем “все по 8” ощутимо выигрывает.

    Должен признать, что бесплатный транспорт дает существенный психологический эффект. Вместо тщательного и долгого планирования маршрутов, чтобы как можно меньше пользоваться транспортом и сэкономить (как часто приходится делать в дорогих европейских столицах), можно просто прийти на остановку и скакнуть в любой транспорт, что едет в нужном направлении.

    Также это позволяет увидеть значительно больше. Например, каждый вечер я ездила на пляж, который находится недалеко за городом. Если бы за это надо было платить несколько евро, скорее всего, я бы отказалась от этой идеи. Ведь Балтийское море очень холодное для меня даже летом, поэтому и особого смысла ехать будто нет. Но там прекрасные пейзажи, приятный пляж со всеми удобствами и лучше всего можно понять, как живут горожане.

    Транспортный социализм: как это - жить в стране с бесплатным транспортом

    В "старинных" трамвайчиках также действует система единого билета

    Возможно ли такое в Украине

    В общем бесплатный транспорт дарит почти абсолютную свободу действий и существенно экономит время. Предполагаю, что при такой же интенсивной программе передвижения по городу, за три дня на транспорт Киева я бы могла “спустить” даже больше. Ведь только доехать с работы-на работу у меня отнимает по 30-40 грн и 3 часа жизни в день (далеко не в самых комфортных условиях).

    Поэтому когда я вернулась в Киев и зашла в маршрутку с иконами, водителем в майке и леопардовым сиденьем, чтобы передать за проезд, стало немного грустно, что у нас все еще такая “транспортная традиция”. И возможно ли сделать, как в Таллинне?

    Про бесплатный транспорт в Украине в целом пока нечего и мечтать, ведь налоги платят не по месту жительства, а по месту работы. А вот внедрение электронного билета в Украине частично произошло.

    В части украинских городов, городков и даже поселков выгодами е-билета уже пользуются. Например, такая система действует в Харькове, Львове, Виннице, Житомире, Тернополе, Мукачево и Белой Церкви.

    Также интересным является опыт поселка Немешаево, что за 30 км от Киева. Имплементация карты в общественный транспорт стоила поселку около 10 тысяч гривен, а уже сэкономила в первый год 290 тысяч гривен, рассказывает эксперт из муниципального транспорта Ренессанс Городов Владимир Анткив. Для валидаторов достаточно было закупить сканеры вроде супермаркетських, а для жителей — заламинировать карточки со штрих-кодом.

    “Если льготники других сел района пользуются льготами раз в неделю в районных автобусах, то немишаевцы — дважды”, — объясняет выгоды нововведения Анткив.

    Транспортный социализм: как это - жить в стране с бесплатным транспортом

    Фото: Владимир Анткив

    Читайте также: Деньги вместо бесплатного проезда. Как будет работать монетизация транспортных льгот

    В Киеве же е-билет обещают уже долго. Столичные власти сначала анонсовували внедрения электронных билетов даже в маршрутках с 1 апреля 2018. Однако запуск пришлось отложить до 14 июля. Затем в КГГА решили повременить с внедрением до 1 ноября. Хотя рассчитывали, что полноценно система должна заработать с середины осени.

     
    Источник