Театр абсурда на Подоле Дек28

Добавить в

Театр абсурда на Подоле

Театр абсурда на Подоле

фото: Yaroslav Yemelianenko

Татьяна Микитенко 30 ноября, 2016, 15:28

6 причин, по которым театр в исторической части Киева наполнил наши жизни драмой и комедией

Этя неделя стартовала с самого мощного театрального перформанса за времена независимой Украины. Не припомню, чтобы хоть какая-то театральная постановка вызвала бы такое внимание общества, как открытие нового здания Театра на Подоле. Несколько дней назад в сети начали активно циркулировать снимки сооружения, напоминающего нечто среднее между черным квадратом и грузовым контейнером.

И не то чтобы в этой конструкции было что-то такое необыкновенное, особенно если принять во внимание то, что Киев давно уже превратился в столицу мафов и кофейных улиток. Оказалось, что ее запихнули в самое сердце Андреевского спуска и поэтому общество должно было отреагировать.

Театр абсурда на Подоле

И общество начало реагировать мгновенно, настолько, что все смахивало на зрелищный химический эксперимент. Вот только элементов в нем было только два — те, кто за и те кто против. И это самое печальное, потому что однозначной точки зрения здесь быть не может.

Дело в том, что речь идет не об одном несчастном здании, а о целом клубке явлений и обстоятельств. Само сооружение — это наименьшая проблема из всех, но события развернулись таким образом, что именно она выглядит едва ли не самым большим бедствием, если не единственным.

На самом деле скандал с театром похож на многослойный торт и хоть мы и едим его целым куском, значение имеет каждый из коржей и хочется их поподробнее рассмотреть отдельно.

1. Слой первый. Нами очень легко манипулировать — все побежали, и я побежал. Большинство побежало даже особо не вчитываясь в эту историю, не пытаясь исследовать бэкграунд, опираясь на чужие мнения и распространяя их без какого-либо критического анализа.

Это особенно трагично выглядело в фейсбуке, где существует целая популяция репостеров, чьи страницы — сплошные распространение. И я сейчас не о ботах, а о людях, у которых просто не хватает своих мыслей, поэтому их фейсбуки — платформа для чужих.

Что имеем на выходе? Необычайный ажиотаж с помощью людей, которым через 5 минут станет все равно, через час они об этом забудут, но информационное пространство уже деформировано и похоже на то, что черный квадрат на Спуске — не главная проблема украинцев на сегодняшний день.

Как потом оказалось, картинки, которые так активно распространяли, не совсем соответствовали действительности. После того как убрали забор, стало понятно, что здание выглядит совсем не как квадрат, а очень даже в духе Андреевского — как магнитик в форме куска черного хлеба с белым кусочком сала.

2. И тут хочется перейти в слой номер два. Будем честны, дело не в одном здании, Андреевский спуск скорее неухожен и заброшен, чем нет. Хочу раскрыть вам еще большую тайну: сам Киев скорее неухожен и заброшен, чем нет, причем на всех уровнях — от контролируемых властью до подвластных нам самим.

Читайте также: 8 самых отвратительных зданий центра Киева

Зайдите в свой лифт, оглянитесь на остановке, рассмотрите балконы в доме напротив. Это микроуровень, но он тоже имеет значение. Нельзя быть принципиальным только тогда, когда это не касается твоего собственного желания застеклить свой балкон, а в результате испортить фасад всего здания.

Хотя с макроуровнем у нас все тоже очень хорошо. Тутдаже можно не комментировать.

Театр абсурда на Подоле

3. Если уж говорить о макроуровне, то слой номер три как раз о нем. Мы доказали, что способны протестовать, но это никак особо не влияет на нашу власть. Знаете, как бактерии приспосабливаются к антибиотикам, так и наша верхушка приспосабливается к протестным настроениям. Протесты им уже не страшны, потому что в итоге никто никого не наказывает.

Власть не боится перспективы возмущений, поэтому никто даже не пытается снизить возможность где-то налажать. Лажают даже с удвоенной силой, а двигаются только после того как видят непосредственную реакцию, да и то скорее для имитации деятельности.

Только после активного бурления масс Кличко сделал заявление, что без учета мнения специалистов и общественности относительно вида здания, театр на Подоле не будет сдан в эксплуатацию. Господи, а где же ты был до этого момента? В какие дали летал? Может лучше понять, что именно делать, а уже потом делать, а не переделывать то, во что вложены миллионы?

И дело здесь даже не в Кличко, если вы не догадывались, то на самом деле процесс сооружения нового корпуса идет с 1993 года и те, кто это начинали вряд ли имеют отношение к тем, кто заканчивал.

4. Слой номер четыре. После заявления Кличко есть все шансы, что к зданию долепят канделябров и позолоты, потому что протестующие выступают не против конструкции, а за историчность, пусть и псевдо. Опыт сооружения Воздвиженки, этого адского наслоения псевдо на квази нас ничему не научил.

Друзья, мы не вылезем из шаровар и барочных зданий, если не сделаем над собой усилия жить в настоящем, а не имитировать прошлое. Невозможно жить в 21 веке, но делать вид, что наш ориентир — реалии 19.

Мы должны двигаться вперед, искать новые формы и развиваться, иначе имеем все шансы зависнуть в каком-то другом измерении вне времени, а эта перспектива не очень радует. Поэтому новые формы — не так плохо, плохо то, что мы в этом ничтожно мало практикуемся, поэтому и получается так натужно и так неприемлемо для масс.

5. Слой номер пять. Мы — эксперты, причем в любой сфере, независимо от нашей компетенции.

Вдруг десятки людей, стали распространять картинки с современной архитектурой (причем в основном это был Королевский музей Онтарио в Торонто, ибо лента услужливо подсунула это пример) и говорить, что вот в мире полно передовых проектов, почему бы нам тоже не воплотить свой.

Я и не догадывалась, что здесь столько адептов карго-культа (хотя на самом деле догадывалась), которые считают, чтобы любые эксперименты на тему дают автору право тыкать этими экспериментами в лицо, потому что в мире вон сколько удачных примеров.

Примеры примерами, но если вы построите то, что выглядит как самолет, не факт, что это будет самолет. Практика и свежие мысли, а не имитация, хоть достояния 19-го века, хоть чужого современного. Нам надо учиться искать свой голос, потому что вряд ли архитектор канадского музея строил его оглядываясь на то, что “в мире есть неплохие проекты такого плана”. Если у тебя есть собственное видение, это видно невооруженным глазом.

6. Ну и слой номер шесть, положительный. У нас есть дискуссии, в дискуссиях мы учимся и выкристализовываем новые смыслы. Так что вся эта история имеет скорее положительный эффект чем любой другой, потому что дело не в здании, дело в выводах, которые мы делаем из этой истории, в дополнительном уроке, в новом вдохновении.

Точка зрения редакции Эспрессо.TV может не совпадать с точкой зрения автора колонки. Эспрессо не влияет на содержание авторских колонок и не несет ответственность за мнение, которое авторы высказывают в них.

Источник