Домой Экономика Сладкий транзит. Что означает очередной запрет Россией украинских конфет

Сладкий транзит. Что означает очередной запрет Россией украинских конфет

Сладкий транзит. Что означает очередной запрет Россией украинских конфет

Что потеряет Украина из-за запрета Россией транзита отечественных кондитерских изделий

В субботу, 9 апреля, таможня России сообщила о запрете транзита украинских кондитерских изделий по территории РФ. При этом таможенники снимают с себя ответственность, указывая пальцем на "Роспотребнадзор" – именно оттуда пришло письмо о несоответствии украинских сладостей российским стандартам.

Еще до официального решения "Роспотребнадзора" в ассоциации "Укркондпром" сообщили о блокировке украинских грузов в России. Так, были задержаны грузовики, которые направлялись в Грузию, Азербайджан и страны Средней Азии.

Проблемы с транзитом через Россию начались еще в начале года. Это был так называемый "гибридный ответ" Москвы на введение режима свободной торговли между Украиной и ЕС.

Что не так с конфетами

Как пояснил Эспрессо.TV председатель ассоциации "Укркондпром" Александр Балдинюк, в продукции двух украинских кондитерских фабрик будто бы нашли несоответствие реальной потребительской ценности, указанной на этикетке.

Ожидаемо никому из представителей украинской стороны этих проверок не показали. Примечательно, что при этом был запрещен транзит всех украинских сладостей, а не только товаров этих двух фабрик.

В данном случае удивляться отсутствию логики в действиях "Роспотребнадзора" не приходится. Ведомство славится своими непредсказуемыми решениями и уже неоднократно вводило запреты, руководствуясь абсурдными причинами.

Здесь возникает другой, логичный вопрос: каким образом украинский транзит в третьи страны касается ведомства, которое должно заниматься только безопасностью российских потребителей?

Председатель ассоциации "Укркондпрома" заявил, что никакого санитарного вреда "транзитные" украинские сладости принести россиянам не могут.

"Все товары через Россию идут запломбированными в закрытых вагонах. Никакой угрозы они не несут. Здесь надо говорить не о российском транзите или регулировании, это — исключительно гибридная война против Украины", — объясняет Балдинюк.

Что теряем

Кондитерские изделия являются одним из главных товаров в украинском экспорте переработанной пищевой продукции. Из Украины сладости обычно идут транзитом через Россию в страны Средней Азии, Монголию, Китай, на Южный Кавказ.

Глава "Укркондпрома" пояснил, что в случае продления запрета на транзит последствия для Украины будут болезненными.

Потери из-за запрета транзита составят примерно $200 млн и 150 тысяч тонн продукции в год. На сегодня это ориентировочно 64% от всего нашего кондитерского экспорта, отмечает Балдынюк.

Кроме того, не стоит забывать, что потери экспорта сразу потянут за собой и потери в смежных отраслях. Так, Балдынюк прогнозирует, что примерно 70 тысяч тонн сахара и 40-50 тысяч тон муки не будет реализовано в Украине для производства кондитерской продукции.

Кроме того, даже если через некоторое время Россия в очередной раз передумает и восстановит украинский транзит через свою территорию, некоторые зарубежные покупатели будут потеряны безвозвратно — замещение на рынке обычно происходит очень быстро.

"Мировой опыт показывает, что купить товар гораздо легче, чем продать. Если украинские производители потеряют рынок, то в этих странах быстро произойдет замещение украинских товаров, и потом, когда будут сняты ограничения, восстановить рынок будет очень трудно", — комментирует экс-заместитель министра инфраструктуры Александр Кава.

Пути в обход

Россия не впервые использует транзитные блокады как инструмент в войне против Украины. Единственный способ разоружить Москву, обеспечить и наладить поставку продукции по альтернативному маршруту — с помощью паромных переправ через Черное и Каспийское моря.

Так, во второй половине 2015 года правительством велись переговоры с Азербайджаном и Грузией о налаживании постоянно действующего маршрута в страны Центральной Азии.

"Доставка через Каспийское и Черное моря вполне реальна. Еженедельно отправляются несколько паромов из Ильичевска в направлении Поти и Батуми, по которым можно перевозить грузы. Сообщение между Азербайджаном и Казахстаном происходит несколько раз в сутки", – комментирует Александр Кава.

Однако все эксперты подчеркивают, что хотя альтернативные маршруты можно использовать уже сейчас, доставка ими получается слишком дорогой. Это автоматически приводит к удорожанию украинских продуктов на иностранных рынках и они становятся неконкурентоспособными.

"Если сейчас принять за основу паромный транзит, то по некоторым адресам этот тариф вдвое превышает стоимость транспортировки по территории России. Так, затраты на перевозку одного изотермического вагона в Баку через Россию составляют $4,8 тыс, при помощи парома – $7,3 тыс.", — объясняет Балдинюк.

По его словам, производители уже сейчас пытаются везти свои товары через Черное море, однако сталкиваются с отказом покупателей от контрактов – те просто не могут покрыть такие высокие транспортные расходы.

То есть сейчас для украинского правительства и производителей актуальны два варианта развития событий: или искать пути оптимизации доставки в обход России, или и дальше оставаться заложниками "Роспотребнадзора".

Источник