Домой Хай-тек Разгадана загадка метронома Бетховена

Разгадана загадка метронома Бетховена

Разгадана загадка метронома Бетховена

Фото: Getty Images Рукопись Девятой симфонии Бетховена

Специалисты пришли к выводу, что великий композитор ошибочно указывал в рукописях темп своих симфоний.

Ученые из Испании проанализировали скорость воспроизведения произведений Бетховена различными дирижерами и пришли к выводу, что великий композитор неправильно считывал показания метронома. Об этом свидетельствуют результаты исследований, опубликованные в журнале PLOS ONE. Отметим, что Людвиг ван Бетховен был одним из первых композиторов, которые начали использовать метроном — с 1815 года он дополнял свои нотные записи числовыми обозначениями. В большинстве музыкантов и исследователей музыки указанные цифры вызывают вопросы, ведь если исполнять произведения в том темпе, который предсказал мастер, то получается «бешеный» вариант. Поэтому многие дирижеры делают это более медленно, чем рекомендовал композитор. Существует множество гипотез, пытающихся объяснить загадку «метронома Бетховена». Предполагается, что прибор мог быть взломан или плохо смазанный, или его конструкция сильно отличалась от современной. Исследователи из Университета Карлоса III в Мадриде решили проверить эти гипотезы и разробилы специальную математическую модель «метронома Бетховена» по имеющимся фотографиям и схеме патента. Также они разобрали современный метроном, чтобы измерить его и использовать для проверки.

Разгадана загадка метронома Бетховена

Фото: journals.plos.org После этого специалисты проанализировали темп и его вариации для каждой из симфоний Бетховена в интерпретации 36 различных дирижеров, заложив в компьютер в целом 169 часов музыки. Как подчеркнули авторы исследования, темпы, заданные композитором быстрые до такой степени, «что музыканты в любом случае стремятся замедлить их». То, что дирижеры почти всегда вносят систематическую поправку в замедлении темпа симфоний, оказалось не случайным: как оказалось, его можно скорректировать, если внести в цифровую модель поправку на вес груза, закрепленного на стержне метронома. Окончательная разгадка пришла к ученым, когда на первой странице рукописи Девятой симфонии они увидели отметку «108 или 120». Ученые догадались, что в мастера возникли сомнения, в каком месте считывать показания метронома. Они объяснили это тем, что композитор считывал шкалу прибора под грузом, а не над ним. Авторы исследования подчеркивают, что своим открытием поставили точку в 200-летнем споре о правильности исполнения произведений Бетховена. Ранее ученые раскрыли тайну мумии «женщины, кричит».