Домой Экономика Получат ли украинцы дешевые зарубежные лекарства

Получат ли украинцы дешевые зарубежные лекарства

Получат ли украинцы дешевые зарубежные лекарства

Екатерина Рещук 21 июня, 2016, 12:17

Поможет ли украинцам закон об упрощении регистрации лекарств из развитых стран

На днях президент подписал закон 4484 об упрощенной регистрации лекарств из развитых стран. Речь идет о Евросоюзе, Швейцарии, Японии, Австралии, США и Канаде. Авторы документа пытались скопировать грузинский опыт либерализации рынка лекарств.

Теперь срок регистрации лекарственных средств из перечисленных стран сокращается до 10 дней.

Принятие закона происходило с боем, перипетии с его обсуждением продолжались несколько месяцев. За это время документ был переписан трижды.

Такие острые споры были связаны с диаметрально противоположными характеристиками от правительства, депутатов профильного комитета и общественных организаций. Противники закона называли решения пустым пиаром, симпатики – позитивной инициативой всех времен.

Эспрессо.TV розбиралось, почему продвижение закона вызвало так много конфликтов и получат ли украинцы в конце концов дешевые и доступные зарубежные лекарства.

Дешевые лекарства

Премьер-министр Владимир Гройсман, представляя закон об упрощении регистрации лекарств из развитых стран, подавал его под соусом значительного удешевления этих лекарств для украинцев.

Буквально через несколько дней после назначения на должность новоизбранный премьер написал в Facebook пост о завышенных в разы ценах на лекарства в Украине. Премьер поручил профильным министерствам внести предложения, которые могли бы повлиять на формирование цен. По словам Гройсмана, законопроект №4484 должен был сделать фармпродукты значительно доступнее для украинцев.

О положительном влиянии на цену лекарств говорят и в благотворительном Фонде "Пациенты Украины". Его председатель Дмитрий Шерембей предсказывает удешевление лекарств на ощутимые 45%. Именно такие цифры когда-то приводил и экс-глава Минздрава Александр Квиташвили.

Но по словам заместителя председателя комитета здравоохранения Верховной Рады Олега Мусия, закон 4484 почти никак не повлияет на цену лекарств.

"Этот законопроект не имеет никакого отношения к удешевлению лекарств. Он предусматривает упрощенную процедуру регистрации, которая в Украине очень сложная. Сейчас нужно около 1,5 года, чтобы новые лекарства зашли в Украину. Теперь эта процедура упрощена, но платить за нее все равно нужно", — категорично комментирует народный депутат Эспрессо.TV.

К тому же, по данным Государственного экспертного центра, стоимость экспертизы при регистрации лекарств в Украине составляет 0,06% цены 1 упаковки лекарственного средства, а следовательно, не имеет существенного влияния на повышение цены в целом.

Кроме того, никто не отменял дорогую стоимость производства и высокие налоги в развитых странах, а это по факту является наибольшей составляющей в ценообразовании.

Зарубежные и качественные

Крупнейшие баталии при переписывании закона развернулись по поводу качества лекарств, которые могут волной хлынуть в Украину.

Евросоюз, Швейцария, Япония, Австралия, США и Канада – названия этих стран у большинства людей ассоциируются с высоким качеством производства и тщательными проверками. Тем более в законе четко прописана необходимость регистрации в перечисленных выше странах. Так в чем же сомнение?

Олег Мусий считает, что после упрощения регистрации в Украину придут лекарства, которые зарегистрированы в развитых странах, но не используются там.

И здесь важно различать страны-экспортеры. Относительно ЕС – в документе прописано, что лекарства должны быть зарегистрированы там по централизованной процедуре.

"Слово "централизованная процедура" означает, что они там зарегистрированы для внутреннего потребления и они входят в протоколы лечения, но это касается только ЕС", — говорит Мусий.

Получается, что со странами-членами ЕС все понятно, однако в отношении других стран, а именно США, Канады, Японии или Австралии, в документе фигурирует запись, что эти лекарства должны быть зарегистрированы и использоваться.

Однако, именно по поводу использования у критиков закона возникает больше всего вопросов.

"Регистрации в США, это не значит, что дано разрешение на продажу этих лекарств на территории страны или они входят в протоколы лечения. На самом деле есть риск, что к нам могут попасть некачественные лекарства с 5 стран, которые зарегистрированы в США, Японии, Канаде или Австралии, но там не использоваться", — объясняет Мусий.

Этот тезис отрицают юристы АО "Арцингер". Они считают, что лекарства в развитых странах, которые идут только на экспорт, не смогут попасть в Украину.

По словам адвокатов, такие лекарства не зарегистрированы в соответствующих странах и не соответствуют критериям упрощенной регистрации у нас.

Опрошенные Эспрессо специалисты утверждают, что единственное реальное подтверждение применения лекарств в странах ЕС, США, Канаде, Японии, Швейцарии, — это их наличие в протоколах и рекомендациях к лечению.

В этих протоколах обычно содержится схема лечения, перечень необходимых лекарств, их доза и курс лечения.

Куда исчезла Япония

Во время переписывания закона в нем то появлялась, то исчезала Япония. В первом варианте она была, во втором — нет, в третьем появилась снова. В чем же причина такого пылкого внимания именно к этой стране?

Министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив объяснил непонятную ситуацию с исчезновением Японии тем, что эта страна открыла свое представительство в ЕС, через которое лекарство попадает в Украину, поэтому акцентировать внимание на Японии не стоит. Если же не стоит, то почему она появилась в перечне снова?

Олег Мусий настаивает, что Япония не должна быть в списке стран с упрощенной регистрацией лекарств. По его словам, в связи с особенностями этноса, все лекарства, которые зарегистрированы для японцев, имеют дозы действующего вещества в 2-3 раза меньше.

"Лекарства, которые производятся в Японии, абсолютно не подходят для украинцев, они не используются ни в Европе, ни в США, ни в Канаде. Зато те японские лекарства, которые произведены для США, Канады или Австралии, то они там и зарегистрированы и автоматически к нам придут из этих стран", — объясняет он.

Местные производители

Главными противниками принятия законопроекта 4484 были местные производители, которые настаивали на том, что упрощение регистрации для импортных лекарств – это 100% дискриминация украинских производителей.

Они говорят, что успех дерегуляции рынка лекарств в Грузии вовсе не означает, что можно полностью скопировать этот опыт на украинские реалии.

Грузия совсем не имела своего собственного фармацевтического рынка, а в Украине он достаточно развит, комментируют в одной из крупнейших фармкомпаний в Украине.

Этот законопроект называет дискриминационным по отношению к украинским производителям и Олег Мусий.

"В Украине производится примерно 10-15% сырья, а все остальное закупается за рубежом. В связи с тем, что в Украине дешевая рабочая сила, стоимость лекарств, которые производятся украинскими производителями даже на импортном сырье, в 5 раз дешевле. Поэтому если думать о ценах на лекарства, мы должны  максимально посодействовать украинскому производителю, чтобы он производил лекарства здесь, в Украине", — объясняет Мусий.

К тому же, во второй редакции закона был внесен пункт, которым упростить регистрацию разрешалось только лекарственным средствам, не зарегистрированным до этого в Украине. Однако в третьей редакции он уже исчез.

Теперь иностранные лекарства буть регистрироваться 10 дней, а украинские по полной процедуре 1,5 года, констатирует Мусий.

Председатель благотворительного фонда "Пациенты Украины" Дмитрий Шерембей имеет абсолютно противоположное мнение. По его словам, фармрынок Украины, компании и пациенты только выиграют.

Историческим этот шаг также называет и исполнительный директор фонда Ольга Стефанишина. В то время как Олег Мусий говорит, что это лишь уничтожение местного производителя и допуск к украинскому рынку "серых" компаний, которые просто зарегистрировали фирму где-то в развитой стране.

Источник