Домой Культура Почему украинскую культуру не видят в мире

Почему украинскую культуру не видят в мире

Почему украинскую культуру не видят в мире

фото: Еспресо.TV

Дарья Тарасова 16 июня, 2016, 11:14

Куратор Kyiv Art Week Евгений Березницкий в интервью Эспрессо рассказал о важности политики в сфере культуры и о том, почему Украину не видно на международном арт-рынке

В Киеве 15 июня стартовала первая в Украине масштабная Неделя искусства, аналогом которой является всемирно известный Art Basel. В течении пяти дней на 17 арт-локациях столицы будут представлены шедевры мирового искусства из различных галерей мира.

Уникальный художественный проект нового для Украины формата объединяет выставки галерей из разных стран мира, экспозиции коллекций признанных художников разных периодов, арт-ярмарки, конференции, концерты и перформансы. Среди галерей, которые представляют украинцам свое искусство, представители Франции, Грузии, Беларуси, Литвы, Польши, Украины, Армении.

Читайте также: Неделя искусства в Украине. 10 интересных событий Kyiv Art Week

В день открытия Kyiv Art Week ее куратор и галерист Евгений Березницкий рассказал Эспрессо.TV о перспективах Украины на мировом арт-рынке и значении культурной политики для имиджа страны в мире.

Существует ли Украина на мировом рынке искусства?

К сожалению, сказать громко, что Украина является важным и полноправным членом культурного процесса Европы и мира, нельзя.

Что нужно сделать, чтобы мы стали видимыми?

Нас не видно, потому что у нас отсутствует государственная политика и стратегия развития сферы культуры внутри страны, а также пропаганды украинской культуры за рубежом. У наших государственных мужей нет представления о том, что культура является очень важным компонентом развития государства и единства нации.

Как следствие этой близорукости мы сталкиваемся с тем, что государство не поддерживает культуру и даже в некотором плане создает проблемы. Это ведет к тому, что украинскую культуру просто не видно в мире. Нас никуда не зовут. Мы участвуем в каких-то форумах, с горем пополам в Венецианском биеннале, и то не всегда.

В этом году у нас нет своего павильона в Венецианском архитектурном биеннале. И это ужасное упущение, ведь архитектурная биеннале еще более интересная, чем художественная.

Список можно продолжать без конца. Хорошо, что у нас есть какие-то частные инициативы, которые пытаются с помощью своих усилий, энтузиазма, меценатских средств и поддержки реализовывать проекты, которые в итоге могут помочь становлению культурной среды государства и привлечению внимания международных, иностранных специалистов по искусству к нашей культуре.

Почему украинскую культуру не видят в мире

Отделяют ли в мире украинское искусство от российского, или до сих пор считают его частью?

Нас воспринимают как часть советского и российского арт-рынка. Даже российские современные арт-специалисты называют украинское современное искусство "южнорусской волной". Потому что "Малороссия" и "южная волна" — это по-прежнему актуальный информационный тренд.

Этому поспособствовало еще и то, что с советских времен концептуальное искусство развивалось в основном в Москве и Одессе. Много московских концептуалистов самом деле родом из Одессы.

Это было связано с тем, что Одесса была своеобразным Порто-франко, свободным городом, в котором, конечно же, было много информационной подпитки из-за границы, и у людей были свободные мысли. И в Москве происходили подобные процессы, ведь это столица и туда все стремились.

Мы сейчас себя транслируем только как страну с традиционной культурой. Это абсолютно неактуально и неуместно, ведь украинская традиционная культура с точки зрения иностранного зрителя невнятная.

Когда вся коммуникация строится вокруг национального народного танца и вышиванки, это неэффективно. Ведь вышиванка есть практически в каждом этносе Европы, как и танцы, и они все похожи. Хотя специалисты со мной и не согласятся, но с точки зрения обывателя очень трудно отличить украинцев от словаков.

Но у нас есть современные художники, которые делают акцент не на этом…

Это единичные, очень малые потуги.

Насколько в Украине сложно организовать мероприятие такого формата? Популярны ли подобные мероприятия на сегодня среди украинцев?

Мы наблюдаем все больше и больше интереса. Надеемся, что масштаб такого события убедит украинцев, что у нас серьезные задачи, это серьезный проект, и к нему нужно относиться с интересом.

Свое мероприятие мы адаптируем к украинской реальности с тем, чтобы Украина наконец-то появилась на культурной карте мира. Ведь об Украине сейчас знают только из новостей и, как правило, не очень хороших. Мы хотели заявить о том, что у нас здесь есть культурный процесс, он активен и он не замкнут. Он ориентирован не только на внутреннюю картинку, а является международным.

Почему украинскую культуру не видят в мире

Я рад, что нам удалось получить очень большую грузинскую презентацию. Они очень активно откликнулись. Грузия очень серьезно относится к культурной презентации себя снаружи, активно показывает свою культуру здесь. Украина же этого не делает нигде.

У нас в стране презентация культуры замкнута на демонстрации традиционной культуры и каких-то артефактов 17 века. Это тотальная ошибка, которая не позволяет презентовать страну как актуальную, современную, динамичную. Мы считаем, что подобное событие, которым мы занимались последние 5 месяцев, поможет немного рассказать о том, что у нас происходит что-то полезное.

Почему украинскую культуру не видят в мире

Kyiv Art Week представляет как классический, так и современный арт. Многие сетуют на то, что современное искусство непонятно. Как вы считаете, должно ли искусство становиться элитарным?

Искусство должно быть разным. И элитарным оно тоже должно быть, чтобы идти в авангарде. Есть возможность объяснить искусство, и тогда оно становится понятным. Другой вопрос, что и со стороны людей должны быть интерес и воля. И эти интерес и воля должны выражаться как минимум в любопытстве и толерантности.

Фото: Эспрессо.TV

Источник