Домой Культура От Брежнева до Путина. Кто такой босс «Формулы-1», который видит царя Европы...

От Брежнева до Путина. Кто такой босс «Формулы-1», который видит царя Европы в Кремле

От Брежнева до Путина. Кто такой босс "Формулы-1", который видит царя Европы в Кремле

фото: tass.ru

Владелец «Формулы-1» британский миллиардер Берни Экклстоун ради благополучия самых престижных в мире автогонок не стесняется сотрудничать даже с диктаторами

Резонансное заявление

На этой неделе обладатель серии престижных автогонок "Формула-1" Берни Экклстоун многих ошарашил своим заявлением про Владимира Путина.

Выступая на "Неделе европейской рекламы" в Лондоне, 85-летний миллиардер в очередной раз высказался за выход Великобритании из Евросоюза, а на упреки, что он является сторонником российского президента, вообще ответил, что по его убеждению именно Путин должен править Европой.

"Он должен править Европой. Его слова не расходятся с делом, он доводит дело до конца. Люди не понимают, что именно он хочет сделать… А он хочет вернуть Россию туда, где она была раньше", — сказал Экклстоун, состояние которого в 2015 году журнал Forbes оценил в $3,9 млрд.

На уточняющий вопрос, должен ли Путин править Европой из Брюсселя, британец ответил отрицательно. "Нет, нам надо избавиться от Брюсселя, а Путин просто должен быть главным", — убеждал Экклстоун.

Подобные заявления одиозного британца удивили далеко не всех. Совсем неудивительны они для тех, кто интересуется автоспортом и хотя бы немного знаком биографией босса "Формулы-1".

Передел власти

Экклстоун начинал в автогонках как гонщик, но после аварии решил завершить карьеру и в 20 лет стал менеджером пилотов. В 1972 году британец уже был владельцем команды "Бребем", которой руководил на протяжении 15 лет. Бразилец Нельсон Пике за это время дважды становился чемпионом мира на болидах этой "конюшни".

Решающий прорыв к власти в "королевских гонках" Экклстоун совершил в 1978 году, когда вместе с Максом Мосли стал одним из основателей Ассоциации конструкторов "Формулы-1" (FOCA). Эта организация была создана при поддержке ведущих команд и сразу начала борьбу за влияние с Международной ассоциацией автоспорта (FISA).

Прежде всего, две структуры в течение нескольких лет конкурировали за право на продажу телетрансляций и регулирования технического регламента соревнований.

В разгар этого конфликта предприимчивый Берни Экклстоун пытался заручиться поддержкой не только влиятельных команд и фигур в автоспорте. Именно тогда он впервые предложил сотрудничество Кремлю.

Поддержка Брежнева

Экклстоун еще в 1980 году решил наладить выгодное сотрудничество с Кремлем и предложил тогдашнему руководителю СССР Леониду Брежневу организовать один из этапов чемпионата мира "Формулы-1".

Момент британец выбрал удачно. Московскую Олимпиаду-1980 из-за советского вторжения в Афганистан бойкотировали почти все сильнейшие сборные мира, а престижные автогонки с их многомиллионной телеаудиторией в разных уголках планеты выглядели достойной компенсацией большому геополитически-спортивному поражению. Особенно с учетом, что этап чемпионата мира происходит ежегодно.

Гран-при Москвы даже уже было предварительно внесен в календарь чемпионата мира-1983, но помешала смерть Брежнева, которого не стало в 1982 году.

У его преемников планы были другие, но Экклстоун от идеи проводить этап "Формулы-1" в одной из стран соцлагеря не отказался – уже в 1986 году был проведен Гран-при Венгрии на "Хунгароринзі", который в наши дни считается классическим этапом "Формулы-1".

"Формула" под контролем

Еще до неудачи с советским гран-при Экклстоун получил вожделенные права на продажу телевизионных прав "Формулы-1", оставив конкурентам лишь регулирование технических вопросов соревнований.

Это был решающий шаг к полной узурпации контроля над Формулой-1". В 1993 году Мосли стал президентом, а Экклстоун – вице-президентом Международной федерации автоспорта (FIA), которому подчинялись оба враждующих лагеря – FOCA и FISA.

Британец получил все необходимые рычаги для лоббирования своих интересов и за два года создал Formula One Group, которая вполне контролировала коммерческую деятельность "Формулы-1".

Но уже в 1997 году Европейская комиссия начала расследование в отношении нарушения антимонопольного законодательства в сфере прав на телетрансляции гонок. Завершилось оно тем, что в 2001 году контракты были пересмотрены, FIA отошла от коммерческой деятельности, а Экклстоун покинул пост ее вице-президента.

$100 млн за свободу

Еще одна реструктуризация управляющей компании "Формулы-1" в 2006 году едва не завершилось для Экклстоуна заключением.

Он дал взятку в $44 млн топ-менеджеру немецкого банка Bayern LB Герхарду Грибовски, чтобы ускорить продажу акций управляющей компании Delta Topco, которая занималась "Формуле-1", фонду CVC Capital Partners.

Судебная тяжба по этому делу продолжалась до 2014 года, когда загнанный в угол Экклстоун был вынужден выплатить в качестве компенсации немецкой земли Баварии $100 млн, чтобы избежать десятилетнего тюремного заключения за финансовые махинации.

Однако стоит и признать, что серию гонок европейского масштаба именно он превратил на чрезвычайно успешный проект, который зарабатывает $2 млрд в год и собирает телеаудиторию в 600 млн зрителей.

Скорее всего, если бы Экклстоун действовал исключительно разрешенными методами, то "Формула-1" никогда бы не достигла своего нынешнего успеха. Поэтому сейчас британец, не изменяя себе, продолжает использовать все возможные методы и связи чтобы удерживать "королевские гонки" на плаву.

Использованный Путин

Похоже, что дружба с Путиным именно из этого разряда, а Экклстоун совсем не стесняется пользоваться финансовыми ресурсами тоталитарных режимов. Ведь в условиях мирового финансового кризиса не каждая страна решится выбросить $200 млн на строительство трассы для "Формулы-1", как это не задумываясь делают Россия и Азербайджан.

Сам Экклстоун говорит, что никаких политических рисков в сотрудничестве с Путиным не видит.

Наверное, владелец "Формулы-1" лукавит, ведь не разглядеть риски, несмотря на то что дебютный этап "Формулы-1" состоялся в Сочи в октябре 2014 года, когда Россия уже аннексировала Крым и развязала против Украины войну на Донбассе, было трудно.

Просто формульного босса дальнейшая судьба российского этапа мало волнует, ведь срок контракта на проведение соревнований в Сочи истекает в 2020 году. Дольше этого срока Экклстоун, вряд ли, останется во главе престижных гонок.

И даже не из-за почтенного возраста, а желание избавиться от акций "Формулы-1". Пожалуй, британец чувствует, что вечно быть успешными благодаря деньгам диктаторов "королевские гонки" не могут.

Источник