Добавить в

Не Богом данные. Когда украинцы смогут забыть о желтых маршрутках

Не Богом данные. Когда украинцы смогут забыть о желтых маршрутках

Ульяна Букатюк

28 февраля, 2018, 14:22

Забыть о желтых ржавых «Богданах» можно будет уже через 2-5 лет, уверяют в Мининфраструктуры. Как это будут реализовывать

“Это не полет в космос, однако настоящая революция” — пояснил министр инфраструктуры Владимир Омелян нововведение в сфере автобусных перевозок.

В начале февраля КМУ утвердил изменения к двум постановлениям, касающиеся порядка проведения конкурса на регулярных автобусных маршрутах и правил предоставления услуг на автомобильном транспорте. Так что же изменится для пассажиров и перевозчиков?

Желтые убийцы

Новости о неисправных маршрутках и ДТП с их участием бывают чуть ли не еженедельно. Так, весной 2017 одна из уличных видеокамер зафиксировала, как отрывается колесо у "Богдана", переполненного пассажирами. В июне на Харьковском массиве столицы маршрутка загорелась. Пострадало 4 пассажира, среди которых беременная.

Июль тоже оказался неспокойным: маршрутка влетела в другую, когда та высаживала пассажиров. Двое людей пострадали. В начале ноября в столице произошло ДТП, которое унесло жизни двух людей. На троллейбусной остановке возле станции метро "Героев Днепра" маршрутка наехала на трех киевлян, что выходили из троллейбуса. Одна женщина погибла на месте. Еще один мужчина скончался по дороге в больницу. Позже оказалось, что погибшие были супругами.

По данным ГИАП ЧП Украины, за 8 месяцев прошлого года в Украине произошло 1971 ДТП с участием лицензированного транспорта, из них 1934 — именно по его вине. В результате аварий погибли 32 гражданина, а еще 582 человека получили повреждения.

Киев — лидер по количеству ДТП. С января по август 2017 года в столице произошло 328 аварий. И лишь одна произошла по вине другого участника дорожного движения.

Только за два месяца 2018 года появились десятки новостей о ДТП с маршрутками. Недавно в столице две маршрутки вылетели с дороги: одна врезалась в дерево, вторая в столб. В результате — 12 пострадавших, двое в критическом состоянии. Вероятная причина ДТП – неудачный маневр одного из водителей.

Не Богом данные. Когда украинцы смогут забыть о желтых маршруткахДТП с участием двух маршруток, где пострадали 12 человек

Столичные чиновники обратились к правительству с просьбой отменить мораторий на проверки перевозчиков и пообещали принять жесткие санкции в отношении нарушителей.

Читайте также: За два часа из Киева во Львов, или Неспешная романтика плацкарта. Куда заедет “Укрзализныця”

Изношенность маршруток и спешка водителей

В ответе на запрос Еспресо в КГГА сообщают, что сейчас в столице в режиме маршруток ездит около 1,6 тыс. автобусов. Лишь 12,5% (200 автобусов) выпущены после 2015 года.

По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, предпочтительный возраст маршруток, которые у нас курсируют, 9-10 лет, а больших автобусов — более чем 15. Об этом он заявил в интервью “Громадскому”.

Маршрутки в Киеве курсируют около 150 маршрутами, ежедневно перевозя по 1,5 млн граждан. За это отвечают 22 компании-перевозчика.

Такое огромное количество несчастных случаев с участием маршруток обусловлено двумя факторами: устарелость и неисправность транспортного средства и уставший водитель за рулем, который спешит побольше заработать.

С 2012 года на новый маршрут не вышла ни одна новая автобусная компания. Либо продолжали работать старые, либо закрывались глаза, что привело к созданию большого серого рынка нелегальных перевозчиков, — объясняет Омелян.

В ходе проверки в ноябре выявлено, что около 40% маршрутов (67 из 166) столичные перевозчики обслуживают нелегально. На 56 маршрутах закончился срок действия договоров, в некоторых случаях — еще 6-9 лет назад.

В январе активисты "Транспорт Киева" обнаружили 70 нелегальных транспортных средств, которые перевозят киевлян. У указанных маршрутов нет ни лицензий, ни разрешений, которые дают право работать на маршруте и возить пассажиров.

Февральская проверка 43 маршрутов выявила нарушения на большинстве из них. Составлен 51 акт и 27 протоколов об административных правонарушениях должностными лицами автомобильных перевозчиков, сообщил директор Департамента транспортной инфраструктуры Киева Сергей Симонов “УП”. За нарушение перевозчику “светит” 1700 грн штрафа. Договоры расторгнуты с 4 перевозчиками.

Читайте также: В 2018 году на украинские дороги ждут серьезные изменения. Что делать

Согласно цифрам, приведенным в отчете Всемирного банка по поводу транспортной модели Киева, в 2014-2015 годах маршрутки обслуживали 56% всех маршрутов.

Они дублируют многие маршруты коммунальных автобусов, троллейбусов и трамваев. Часто бывает так, что они приезжают на остановку за минуту-две до прибытия коммунального транспорта, забирают всех пассажиров, поэтому ждать троллейбуса остаются лишь льготники. К сожалению, часто из-за спешки и желания обогнать всех, чтобы набрать больше пассажиров, маршрутки способствуют ДТП.

В отчете Всемирного банка специалисты рекомендуют Киеву закрыть почти половину маршрутов, которые обслуживают маршрутные такси, и закупить вместо них большие автобусы, троллейбусы и трамваи.

Суточная потребность в маршрутках должна сократиться с 1525 машин минимум на 750, а количество маршрутов — с 161 до 87 как минимум.

Чтобы полностью вытеснить маршрутки, Киеву необходимо приобрести 231 автобус, 172 троллейбуса и 62 трамвая для удовлетворения потребностей в перевозках на действующих маршрутах, посчитал депутат Киевсовета Александр Пабат.

В 2017 году столица должна была приобрести 100 новых автобусов, но в итоге удалось закупить лишь 49.

"Наша задача — не бороться с маршрутками, потому что частные перевозчики будут воспринимать это как административное давление. А сделать все, чтобы альтернативой старым и опасным маршруткам стал современный, комфортный, дешевый, безопасный общественный транспорт", — пояснил мэр Киева В. Кличко стратегию развития городского транспорта.

Реформа автоперевозок

В Украине есть несколько видов автобусных перевозок: городские, пригородные, междугородние, внутриобластные, межобластные и международные. По мнению Омеляна, реформировать международные перевозки нужды нет. Так что же изменится?

Не Богом данные. Когда украинцы смогут забыть о желтых маршрутках

Заявительный принцип. Межобластной маршрут перевозчик теперь будет получать по заявительному принципу. Для участия в конкурсе необходимо представить перечень необходимых документов и подтвердить соответствие требованиям (впоследствии это можно будет делать онлайн). После этого получает разрешение и начинает перевозить пассажиров. Договор заключается на 5 лет. Если не будет нарушений, его продолжат.

Балльная система. За соответствие каждому из требований заявитель будет получать баллы. Если раньше претенденты получали баллы за количество работников и транспорта, то сейчас в приоритете будет экологичность и доступность автобусов для людей с инвалидностью. А победителем конкурса становится тот, чья оценка будет наивысшей. Это должно мотивировать перевозчиков обновлять траснпорт.За нарушение ПДД будут снимать баллы.

Эко-приоритеты. Предпочтение на конкурсе будет предоставляться перевозчику который предлагает низкопольные автобусы, электробусы, автобусы с большей категорией экологичности (Евро 3 — Евро 6).

Инклюзивность. Приспособленность транспорта для перевозки людей с инвалидностью будут оценивать высоко. С 2019 года перевозчик будет обязан на пригородных и городских маршрутах иметь в автопарке не менее 35% таких транспортных средств, а после 2020 года — 50%.

Новые автостанции. Главное в реформе — упрощение требований, утверждают в Мининфраструктуры. Теперь каждый, выполняя минимальные требования, имеет право открыть собственную автостанцию. Единственное требование — автобус должен ехать от автостанции к автостанции, без никаких нелегальных остановок посреди поля.

Без “Богданов”. Прозрачная и честная конкуренция приведет к тому, что миллионы людей в Украине будут пользоваться не морально и физически изношенными маршрутками, часто нелегально переделанными из грузовых микроавтобусов, а современными, комфортными, безопасными автобусами, уверяет министр.

Когда заработают электронные билеты

Столичная власть анонсировала внедрение электронных билетов даже в маршрутках уже с 1 апреля 2018. Однако запуск системы приходится отложить до 14 июля. Полноценно она должна заработать с середины осени.

Задержка произошла из-за того, что эстонская компания не успевает выработать валидаторы (устройства для считывания электронного билета. — Ред.), объясняет директор Департамента информационных технологий КГГА Юрий Назаров.

Читайте также: Крылья в моде. Почему на треть “взлетели” авиаперевозки в Украине и что впереди

Тем временем Харьков, Львов, Винница, Житомир, Тернополь, Мукачево и Белая Церковь уже имеют опыт внедрения системы электронных билетов. Тернопольские водители даже бастовали из-за внедрения этой системы.

Столичная власть обещает провести конкурсы для 45 маршрутов уже до июня, сообщает “УП”.

Уже в марте запустят конкурс для 15 маршрутов. Среди требований перевозчиков: Евро-5, форменная одежда, наличие GPS-трекеров и валидаторов – чтобы люди могли заплатить проездным или банковской картой.

Подать документы на участие в конкурсе перевозчики могут уже в электронной форме на сайте "Коммунальной службы перевозок".

“Внедрив е-билет, мы сможем посчитать, сколько людей пользуется общественным транспортом и, соответственно, сколько из них льготники, — доказывает преимущества технологии Назаров. — Учитывая ту ситуацию, которая сложилась сейчас, получается, что льготников у нас более 60% пассажиров в наземном транспорте”.

После введения электронного билета поступления от пассажирских перевозок коммунальным транспортом в местный бюджет возрастут на 40-50%, убежден министр инфраструктуры Владимир Омелян.

 
Источник