Домой Экономика Миллиарды убытков и коррупция. Что происходит с УЗ

Миллиарды убытков и коррупция. Что происходит с УЗ

Миллиарды убытков и коррупция. Что происходит с УЗ

Фото: facebook.com/MNSMYKOL В Новокатеринивци на ходу загорелся пассажирский поезд

Владимиру Жмака Укрзализныця досталась в плачевном состоянии. Что изменилось за два месяца его правления.

Укрзализныця в последние годы является одним из самых многострадальных государственных ведомств в Украине — чаще замену главы компании происходят только разоблачение многомиллионных коррупционных схем и злостных взяточников. В августе Укрзализныцю возглавила лицо с безупречной репутацией — Владимир Жмак — и прежде всего взялась за аудит компании. По итогам года он ожидает убытки в размере 12-14 миллиардов гривен. Yakomp.ru рассказывает, что сейчас происходит с УЗ. Отказ от Deutsche Bahn и обвинен в коррупции помощник 26 августа Укрзализныцю возглавил Владимир Жмак, ранее был на руководящих должностях в украинском представительстве нефтяной компании ТНК-ВР и советником президента мобильного оператора Киевстар. В середине лета 2015 года стало первым заместителем губернатора Одесской области, которой тогда руководил Михаил Саакашвили. В свое время они вместе учились в КИМО. В то же время, но на курс старше, там учился Петр Порошенко. Уже через год Жмак ушел от Саакашвили. Претендовал на пост главы УЗ еще в 2016 году, но тогда это место занял поляк Войцех Бальчун. С мая 2019 занимал должность председателя наблюдательного совета аэропорта Борисполь, пока выиграл конкурс на должность директора Укрзализныци. Известно, что Жмак служил в Афганистане с 1982 по 1984 год. Был разведчиком, получил орден За мужество, медали Защитник отечества и За отвагу, а также много других наград. В декларации за прошлый год, представленном в мае 2020 года, значатся четыре квартиры в Киеве, два дома, один из которых имеет площадь 720 квадратных метров. Есть шесть земельных участков. Министерство инфраструктуры поставило перед Жмака задача провести структурную реформу, которая предполагает разделение УЗ по трем направления деятельности: транспортировка грузов, пассажирские перевозки и управления инфраструктурой. При этом сам Жмак говорит, что выделит еще и четвертое направление — контейнерные перевозки, которые называет отдельным видом бизнеса. Сейчас они находятся в составе грузоперевозок. Эксперты одной из главных задач нового руководителя УЗ, кроме борьбы с коррупцией, называют восстановление спроса на грузовые перевозки и обновление подвижного состава.

Миллиарды убытков и коррупция. Что происходит с УЗ

Активы УЗ в наихудшем состоянии 3 сентября, по итогам первого заседания правления под своим руководством, Жмак анонсировал полномасштабный аудит в Укрзализныце. «Анализ касаться финансово-экономической деятельности, управленческих решений и кадровых назначений», — отметил руководитель госкомпании. , Результаты которого стали известны в начале мая, обнаружил нарушений почти на 12000000000 гривен, которые госкомпания допустила в период с 1 января 2018 года по 30 сентября 2019 года. Как показала работа Держаудитслужбы, реформа отрасли, которую запустили в 2019 году, почти не сдвинулось монополиста с места. Вместе с суммами финансовых нарушений выросли и зарплаты топ-чиновников УЗ: вознаграждения правлению увеличились на 80 процентов, а наблюдательном совете — в 2,3 раза. При этом зарплаты рядовых служащих врезались. Одним из первых решений Жмака в Укрзализныце стал отказ от сотрудничества с оператором железных дорог Германии Deutsche Bahn, с которым Украина подписала меморандум о взаимопонимании по стратегическому партнерству по развитию УЗ В феврале этого года. Первым этапом сотрудничества должны были стать именно консультации для Укрзализныци. Однако Жмак заявил, что работа железных дорог Украины и Европы трудно сравнивать: по его мнению, европейские железнодорожные перевозки не является «настолько жизненно важными, как в Украине». Ответственным за грузовые перевозки Жмак назначил бывшего руководителя грузинской железной дороги Ираклия Эзугбая, который в 2013 году, после смены власти в Грузии, был объявлен в розыск по обвинению в растрате и хищении госсредств в особо крупных размерах. Они познакомились в Одесской ОГА, где Эзугбая занимался инфраструктурными вопросами. Открытую против него дело Жмак называет «смешной», а его преследование — признанную как политическую. «Ираклий — специалист очень высокого класса. Когда мне предложили принять участие в конкурсе, я в первую очередь обратился к нему за советом. Когда я выиграл конкурс, конечно, первым лицом, которое я пригласил в свою команду, был Ираклий. Он будет возглавлять важнейший направление — грузовые перевозки «, — Жмак в интервью. Колоссальные убытки и борьба с коррупцией Укрзализныця досталась Жмака не только погруженной в коррупции, но и несущей значительные убытки из-за пандемии коронавируса. 29 октября он заявил, что по итогам 2020 убыток компании составит 12-14 миллиардов гривен. В январе-июне 2019 чистая прибыль УЗ составил более миллиарда гривен. За первое полугодие Укрзализныця получила 8,79 миллиардов гривен чистого убытка. На результат значительно повлияло снижение доходов от грузовых и пассажирских перевозок по сравнению с первым полугодием 2019 года, на 15 и 57 процентов соответственно, сообщали в УЗ. При этом Роман Кравцов, который руководил монополистом по 2017 по 2019 год в недавнем интервью заявил, что за последний год Укрзализныци «удалось выйти из миллиардных убытков к миллиардного дохода». По его словам, начиная с 2017 года компания наращивала чистая прибыль: с 114 500 000 гривен в 2017 году до 3 миллиардов чистой прибыли в 2019 году. Однако нарушений на 12000000000 произошло именно при нем. Жмак же в плюс обещает выйти уже в 2021 году. «Это не иллюзии и не выдумки — 2021 Укрзализныця закончит с прибылью. И с прибылью не на бумаге в виде курсовых разниц или еще каких-то других» нарисованных «цифр, а с прибылью реальным», — сказал он 29 октября. По его словам, для этого необходимо инвестировать в инфраструктуру 9400000000 гривен (из них 4300000000 собственных средств), в локомотивы — 4,1 миллиарда (2800000000 собственных средств), 7000000000 — в грузовые вагоны (4 , 8 млрд собственных средств) и 2 миллиарда собственных средств — в пассажирские перевозки. Председатель УЗ добавил, что компания рассчитывает на поддержку международных финансовых институтов. «Мы рассчитываем на наших партнеров из финансового сектора, в первую очередь международных финансовых институтов», — сказал он. В 2019 году между Укрзализныцей и Европейским банком реконструкции и развития было подписано соглашение, согласно которому с привлеченных от ЕБРР 100 000 000 долларов 70 процентов будет направлено на модернизацию железнодорожной инфраструктуры международных транспортных коридоров TEN-T. Однако в начале сентября СМИ, что тендер по реализации этого соглашения прошел не по процедуре. Победила компания с мировым именем — Vossloh Fastening Systems Gmbh, но, в отличие от украинских участников тендера, она не подтвердила документами соответствие продукции требованиям тендера. С коррупцией, воровством и другими злоупотреблениями Жмак будет бороться «уничтожением предпосылок». «Борьба с коррупцией — это одно из задач, которую мне поставила наблюдательный совет. Борьбу с ней надо начинать с уничтожения предпосылок. Одна из них — дефицит локомотивов, который я хочу ликвидировать. Не будем дефицита — не будет злоупотреблений», — рассказал он. Что касается переоснащения подвижного состава, то для нового главы УЗ нет разницы, в какой стране и в какой компании-производителя покупать технику: у корейского Hyundai или украинского Крюковского завода. Главное — это конкурентное предложение на рынке, говорит топ-менеджер. Жалобы на зарплаты Если предыдущие проблемы в большей части достались Жмака в наследство, то проблемы с выплатами заработной платы происходят при его каденции. В конце октября СМИ начали, что работники Укрзализныци массово жалуются на ухудшение условий труда. Люди говорят, что зарплаты по сравнению с прошлым годом, уменьшились, а нагрузка на многих участках, наоборот, растет. Во время жесткого карантина железнодорожники массово шли в простой (оплачивались 75 процента оклада). Затем, с 1 июля, часть привлеченных лиц перевели на четырехдневную рабочую неделю. В целом нововведение коснулось 40-50 процентов персонала. В сентябре Жмак заявил, что «на днях» такой режим будет пересмотрен и люди вернутся к обычному режиму работы. Но только 23 октября был объявлен, что УЗ вернется на пятидневку с 1 ноября. По данным компании, в сентябре прошлого года средняя зарплата по компании составила 12 435 гривен, а в марте 2020 упала до 11 660 гривен. Машинисты локомотивов получали 20162 гривны, помощники машинистов — 14 215 гривен, составители поездов — 13 013 гривен, дежурные по станциям — 11670 гривен, монтеры пути — 12 038 гривен, электромеханики — 13350 гривен. Скандалы последних лет Перечислять все коррупционные скандалы за последние годы можно бесконечно. Одним из самых ярких эпизодов, который произошел в сентябре 2020 были деньги в холодильнике. СБУ сообщила о разоблачении отдельных руководителей Укрзализныци на организации коррупционной схемы при контейнерных перевозках. По данным следствия, должностные лица создали искусственные барьеры для своей работы, чтобы привлечь подрядчиков. Выбрали подконтрольную «прокладку», которая монополизировала этот сегмент рынка. Через эту фирму они разворовали более четырех миллионов гривен. Во время обысков в помещениях Укрзализныци и офисе коммерческой структуры правоохранители часть выручки нашли в холодильнике. Имена и время проведения схемы не сообщались. Несколькими днями ранее стало известно, что в период правления УЗ Евгением Кравцовым за деньги, заложенные на ремонт дизель-поезда, были приобретены два лимузины Audi А8 Long стоимостью около 4,5 миллиона гривен каждый. «Закупка тщательно скрывалась — покупку оформили без тендера, а купили через страховую фирму, учредителем которой значится филиал Одесская железная дорога. После этого машины перебросили на баланс Одесской дороги, но боялись эксплуатировать через приобретенный резонанс», — сообщил член наблюдательного совета Укрзализныци Сергей Лещенко.

Миллиарды убытков и коррупция. Что происходит с УЗ

Pavlovsky News конце августа СБУ сообщила, что за 2019-2020 годы на закупки товарно-материальных ценностей для ремонта пассажирского подвижного состава было выделено 60000000 гривен, которые получили победители тендера, которые оказались подконтрольными организаторам конкурса. Стоимость продукции была завышена — и государство потеряло 12000000. В середине лета УЗ оскандалилась дырявым поездом. Инцидент произошел с поездом рейса Апостолово — Херсон 30 июня. На опубликованных кадрах видно, как из щелей в окнах и крыше вагона вода льется внутрь, она быстро покрыла пол вагона, образовались лужи, а полки полностью промокли. Иван Юрик, который на тот момент возглавлял УЗ, через пару дней сообщил, что все виновные уже уволены. С одиозных случаев: в августе 2019 был расторгнут договор, по которому УЗ планировала закупить вышиванки и рушники по цене 4000 гривен за штуку. При этом Укрзализныця сообщала, что за семь первых месяцев 2019 пассажиры поездов украли 2417 махровых полотенец, 957 покрывал, 47 подушек, 638 одеял, 875 наволочек, 180 стаканов, 456 подстаканников и 360 чайных ложек на сумму около 400 000 гривен. Коррупционные схемы находятся при каждом новом голове УЗ. Однако самым скандальным из всех за последние годы был поляк Войцех Балчун. Он работал с июня 2016 по август 2017 года. Ушел в отставку по собственному желанию. Однако, кроме эпатажной внешности, ссор с Министерством инфраструктуры и многотысячных новых маршрутов, он запомнился полной. При нем были открыты около 90 уголовных производств по фактам присвоения, растраты, завладения имуществом путем злоупотребления служебным положением должностными лицами Укрзализныци.