Криворивня: живописная столица гуцульского региона Авг19

Добавить в

Криворивня: живописная столица гуцульского региона

Криворивня: живописная столица гуцульского региона

Николай Княжицкий

12 августа, 2018, 11:00

Крыворивня — магическое село Франко, Грушевского, Леси Украинки, Хоткевича, Винценза, Коцюбинского, Параджанова. Достойно большого музея украинской культуры

Криворивня — это бывшая летняя культурная столица Украины. Здесь проводили свое время, общались, отдыхали, вдохновлялись, писали Михаил Грушевский, Иван Франко, Леся Украинка, Гнат Хоткевич, Лесь Курбас. Сюда приезжали и Александр Довженко и Кавалеридзе, и Параджанов, который снимал здесь замечательный фильм "Тени забытых предков". Прекрасное горное село, замечательный верховинский край.

Цель марафона – привлечь внимание к этому селу, которое было центром украинской культуры, так, как у поляков Закопане, как у французов — Прованс. В каждой стране есть место, куда приезжают люди в горы, чтобы общаться между собой, думать о стране и быть искренними, настолько, насколько искренними являются горы и люди, которые в них проживают.

Наш собеседник – Иван Леньо, солист группы "Козак систем".

Криворивня: живописная столица гуцульского региона

Иван, спасибо за участие в этих мероприятиях. Вы, я знаю, выступаете здесь не впервые.

Вы абсолютно правы в том, что этот регион является уникальным. И, к большому сожалению, кроме своей уникальности, он не имеет какого коэффициента полезности, чтобы эту уникальность превратить в богатство. Почему из села уезжают молодые люди искать лучшей судьбы в Италию или другие страны? Почему те музыканты, которые остались живы и сохраняют культурные, этнические традиции игры на народных инструментах, не передают это внукам? Потому что внуки не видят перспективы.

Как раз эта культурная экспансия должна дать людям понимание горизонта, понимание, что здесь, у себя дома, можно жить богато, качественно. Например, тот же зеленый туризм, который нереально ценится в других странах мира, где есть, к примеру, море, леса, горы, Альпы, в Италии или в Австрии. Там каждое село чистенькое, красивое. Государство выделяет специальные средства для поддержки этого села, потому что нельзя на весы ставить индустриальный город и маленькое село, которое живет в горах, и живет только из народных ремесел. Это должна быть продуманная программа, и мы поэтому с казаками берем здесь искреннее участие.

Впервые этот регион меня захватил, когда прочитал "Тени забытых предков". Я удивился, что рожденный на Черниговщине Коцюбинский написал совершенно гениальное произведение, которое вдохновило выдающихся художников на создание фильма. И я уверен, что еще огромное количество художников вдохновлялась этим произведениям. Так почувствовал природу, психологию людей и всего остальное автор, мне кажется очень четкий пример того, насколько Криворивня уникальна.

Я когда слежу и за Вашим творчеством, и за Вашими высказываниями в социальных сетях, вижу, Вы принадлежите к числу тех музыкантов, которые, кроме творчества. отстаивают определенное мировоззрение. Кто-то может петь на украинском языке, но стоять на совсем других позициях, потому что это конъюнктурно выгодно. Кто-то может петь на украинском языке, потому что это ему родной язык, но не иметь ценностных ориентиров, предсказаний, миссии. У Вас, я чувствую, миссия есть – и в Вашем творчестве, жизни. Как Вы ее для себя формируете?

Я думаю, что к этому должен прийти каждый, независимо от возраста и профессии. Этот вопрос однажды проснуться, однажды почувствовать себя гражданином своей земле, хозяином своей судьбы. А поскольку судьба невозможна без страны — ты же не можешь себе здесь построить оазис, где будут другие законы и другой уровень жизни, а выходя за пределы – попадать в реальность. Вот этот оазис мы и творим себе все.

Я уверен, что мы еще продолжаем выгребать из себя остатки советского мышления, фактически тоталитарного, которое нас всех забило под плинтус. Я удивляюсь, что мои коллеги-музыканты, сознательные, достаточно талантливые люди, молчат, когда на их глазах происходят определенные социальные сдвиги и проблемы, и не реагируют ни в соцсетях, ни в интервью. Это странно. Я уверен, что это последствия того криминального мышления, которое 80 лет царило здесь, в Советской Украине. Но имеем уже более 25 лет независимости.

Реальная независимость все же наступила после Революции Достоинства.

Я думаю, что независимость – это процесс, это не существительное. Этот процесс будет вечным, пока люди будут жить на земле. Каждая страна будет выбивать себе место под солнцем, чтобы иметь лучшую воду, лучше воздух, лучший клочок земли. И более чем 25 лет независимости – можно было бы уже понять, что чем скорее мы проснемся, чем скорее начнем хотя бы вокруг себя пространство гармонизировать, тем быстрее Украина состоится. Потому что она в очень латентном состоянии и, на мой взгляд, точка невозврата еще не перейдена. То есть в нас опасностей гораздо больше, чем безопасности.

Мне кажется, что в определенной степени она все-таки перейдена, ибо такого длинного периода, когда Украина являлась независимой, никогда не было в украинской истории. Потому что 100 лет украинской революции, как мы говорим, а на самом деле продолжение украинской государственности от 1918 года, если задуматься, был короче чем даже то время, которое прошло после Революции Достоинства. Абсолютно согласен с Иваном о том, что независимость можно построить, и свою жизнь можно построить, если построить и улучшить жизнь вокруг себя. Именно поэтому в Криворивне мы говорим о том, что каждый украинец должен приехать в это место.

Вы даже не представляете себе, насколько это красивое место. Мы вчера ехали очень долго – 800 км проехали с предыдущего концерта. И, не доезжая до Верховины, мы остановились в кафе, которое называется (я – сознательно, это реклама кофейни) "Бабай". Как там было вкусно! Там так было вкусно, а мы заказывали разные блюда, менялись, пробовали друг у друга. Это божественно вкусно, такого нигде нет в Украине, поверьте! Хотя бы ради этого стоит приехать и отведать, чего вы никогда не попробуете.

Вас карпатские дожди не пугают?

Наоборот, это очень интересный феномен, потому что нигде больше на любой части Украины я не встречал, когда ниоткуда – дождь, потом — солнце, потом опять дождь и солнце. Такой климат не дает уснуть, успокоиться, все время тебя держит в возбужденном состоянии и ты все время должен готовиться к чему-то опасному от природы. Это на самом деле очень просто, потому что мы отвыкли быть в природе. Мы любим ездить с кондиционерами, когда в отеле недостаточно теплая вода, мы начинаем паниковать. Все это не совсем хорошо, потому что мы отдаляемся от природы, а с ней нужно быть в тесных отношениях. Надо одеваться так, чтобы с природой нагреваться, с природой охлаждаться. Иногда заходить в горную реку, постоять, почувствовать вибрацию, потому что вода, земля имеют вибрацию, магнетизм, и это передается человеку.

И поддержать местных жителей – здесь живут разные этносы – вниманием, потому что это регион настолько заброшен вниманием Центральной Украины. Люди должны выживать, людям не хватает ума понимать, что они себя же и убивают, потому что когда ты загрязняешь реки, вырезаешь леса, — как сказал один из индейцев: "Когда вы вырубите последнее дерево и выпьете из загрязненной реки, то вы поймете, что деньги есть нельзя". Действительно, нужно и как-то выживать, и сохранять эту природу. Поэтому лучше пусть они занимаются ремеслами, открывают культурные церкви, чтобы сюда ехали люди. Сегодня с нами в отеле завтракали немцы, и много было немцев. Хотя у них там тоже есть вроде свои горы, но здесь что-то есть глубже, более дикое, скажем так. Там же оно все более цивилизованнее, а здесь еще можно увидеть аутентичные вещи, и это очень интересно на мой взгляд.

"Летняя столица Украины" — такой марафон мы проводим здесь, в Криворивне, на Верховинщине, рассказываем о жизни в этом живописном селе с впечатляющей историей. Рассказываем о жизни в Верховине – в этом живописном центре гуцульского региона. Гуцульской столицей называл Верховину Иван Франко.

Криворивня: живописная столица гуцульского региона

Наша сегодняшняя собеседница – чрезвычайно интересный человек – Наталья Кумлык-Гузак.

Будем говорить и вспоминать фантастически интересного мужчину, который жил здесь. Звали его Роман Кумлык. Он был гениальным виртуозом, который играл на множестве гуцульских инструментов, который оставил после себя огромное количество учеников, которого знали не только в Украине, а во многих других странах. Который основал здесь музей, куда стояли очереди, не можно было сразу попасть. Сегодня его представляет Наталья – дочь пана Романа.

Наталья, Вы — врач по образованию и предпочтениям. И вдруг Вы занимаетесь музыкой. Почему это произошло?

Вообще с детства я хотела стать врачом. Папа хотел, чтобы я стала музыкантом. Но я понимала, что папа – профессионал дела и я знала, что превзойти его не смогу. И с 10 лет решила, что музыкантом я точно не буду. Но когда я выучилась, когда вижу, что папа сделал музей, и поток людей, это было 15 лет, как папа принимал туристов, это не год-два и я, когда потеряла отца, зашла в музей и увидела папины инструменты. Он говорил: "Ты педиатр – у тебя свои дети, а это – мои дети". И я поняла, что надо продолжать папино дело, тем более, что очень много людей меня поддерживали, говорили, что музей должен процветать. Я не знаю, как, я научилась играть на папиных инструментах.

На чем Вы играете?

На скрипке, на флейте, на кукушке на теленке, на цимбалах, больше всего нравится – на цимбалах.

На цимбалах очень сложно играть. Помню, когда был малым и думал идти в музыкальную школу, то говорили, что на цимбалах научиться играть почти невозможно, что это очень сложный инструмент.

Мне кажется, что мне он легче дается, чем скрипка. Сначала пришел папин друг Василий Тымчук, выстроил мне цимбал. Говорю, покажите мне пару игр. Я записала их, всю ночь не спала, разбирала и начала играть. Когда через два месяца снова пришел строить цымбал Василий Тымчук, он говорит: "И ты хорошо играешь!". Я поняла, что мне удается и надо продолжать.

Как Ваш папа определял то, чем он занимается? Свою миссию? То, почему именно эту музыку он играет или эти инструменты? Что, он считал сам, делает в жизни?

Мой папа был настоящим патриотом Украины. Он ездил в Польшу с 1989 года, и так было, что когда поляки увидели, как папа играет, то Люблинская филармония предложила сотрудничать. И папа 18 лет ездил туда на концерты. Иногда концерты были, на которых им предоставляли бейджики, писали "Роман Кумлык, Польша". А папа то стирал и писал "Украина". Он говорит: "Я прославляю свою Украину, свою Гуцульщину".

Гуцульщина отличается, потому что в нас это свои песни, песни, колядки, своя музыка — очень быстрая. Туристы говорят, что под нее хочется танцевать. Они не понимают, что с ними творится, — это гуцульская музыка. Мой папа очень много прославлял Украину заграницей. Он безгранично любил Гуцульщину, Украину, музыку, семью.

У него была тяжелая судьба, да? Он из семьи выселенных был.

Да. Родная мама была выселена в Сибирь за то, что бабушка давала ей столба. Бабушка была связная, она носила решетки, знала, где какие бункеры, что написано и кому передать. Это было немножко серьезнее, чем кушать передать,- за то бабушку выселили в Сибирь. Год и три месяца папе было и бабушка Мария отдает своей родной сестре Екатерине и говорит: "Пожалуйста, воспитывай его, не говори, что ты не родная". Мой папа все равно в 10 лет узнал, что он неродной, — он услышал в интернате от мальчика. И тогда, когда это было больнее всего, он сказал Петру Крученюку, опекуну, запишите меня на Кумлык, я не буду Крученюком. И он тогда не боялся и не стеснялся, что мама – враг народа, как тогда говорили. С 10 лет он уже был Кумлик Роман Петрович.

Но я помню его рассказы, что при такой трудной, порой трагической жизни он очень любил разных людей, к нему приходили представители разных народов. И он так воспринимал мир — без злобы: к полякам, к россиянам, к другим людям, которые приезжали на экскурсии либо куда он ездил выступать. Вы испытывали такую любовь и открытость к миру? Как при такой тяжелой жизни он смог это сохранить?

Я Вам скажу, что и Екатерина, опекунша, очень его любила. И даже папе говорила: "Роман, я тебя больше люблю, чем родная мама", потому что в Сибири притупились, возможно, такие материнские чувства. Наверное, папа рос в любви. Хоть он рос сиротой, но в большой любви. А папа сам по себе был такой, что всех любил.

Вот как говорят, приезжали туристы с Востока, ну, у нас говорят "москали". А папа давай им играть — и то, и то, гуцульское, что-нибудь их москальское. А они цвели, что кто-то еще и для них что-то может сыграть. Любовь, можно сказать, порождает любовь. Если бы папа со злостью сказал, что я вообще ничего не хочу вам играть и я патриот Украины, ко мне только украинцы сюда заходят, из этого ничего бы не вышло. Папа говорил: надо любить, надо уважать людей и надо так сделать, чтобы они завидовали, что они не родились гуцулами и украинцами.

Мы делаем этот марафон, чтобы помочь Верховинщине, этому гуцульскому краю. Если бы у Вас была такая возможность сказать что-либо руководителям в Киеве, политикам и просто гражданам Украины, которые живут в других регионах, и самой что-либо поменять на Гуцульщине, что бы Вы здесь поменяли?

Политикам я бы только сказала, что надо быть с народом. Вы знаете, что люди должны видеть поддержку со стороны государства. Наверное, надо хорошие зарплаты, чтобы люди могли заниматься и своим делом, на которое учились, и каким-то хобби. Надо развивать Гуцульщину, делать дороги. Это же не есть чем-то таким, что нельзя сделать, чем-то недосягаемым. Я думаю, что если политики захотят, то все у нас в Украине будет хорошо. И вообще, когда человек любит свою семью, любит своих маму, папу, любит Украину, тогда все получится. Если это идет от семьи, что никто не любит ни маму, не уважает отца, ни детей и ни Украину, то ничего у нас не получится. Это просто надо любить и с любовью относиться к своей Украине, к своему государству.

"Криворивня — летняя столица Украины". Мы делаем марафон для поддержки высокогорных регионов, для развития туризма, для поддержки села Криворивня, которое действительно было Меккой для украинской культурной и политической элиты в конце XIX — начале ХХ века. Здесь мы проводим фестивали, проводим конференции, для того чтобы сделать Криворивню интересной не только для украинцев, но и для наших гостей из соседних стран, которые могут увидеть здесь прекрасные горы, прекрасных людей, хорошо отдохнуть, вдохновиться и, возможно, придумать какие-то интересные творческие задумки, потому что именно так называется икона, которая находится в известной криворивненской церкви, — "Осуществление творческих замыслов". Сейчас мы будем говорить о замыслах еще одного нашего гостя.

Криворивня: живописная столица гуцульского региона

Олег Лютый, глава районной государственной администрации Верховинского района.

У Вас самого, как у человека творческого (а я знаю, что Вы – человек творческий, человек, который любит организовывать, менеджеровать проекты, развивать регионы) какое видение перспективы развития Верховинского района?

Прежде всего хотел поблагодарить за тот международный форум, который мы проводим, и надеюсь, что продолжение будет иметь очень хорошие последствия не только для Верховинского района, а и для всего Карпатского региона. Очень хорошо, что проводится сегодня форум в селе Криворивня. Но я, как глава районной государственной администрации, не делю район на села, поселки и регионы. Для меня важно сегодня не только как для главы администрации, а просто как для человека развитие всех населенных пунктов.

Мы проводим форум в Криворивне, потому что она есть определенным магнитом и, как говорят многие наши собеседники, не только для людей, которые живут в этом селе, а в принципе для всего региона, для этой части Карпат. Потому что люди, которые сюда приезжают, с огромным увлечением приезжают и в Быстрец, и в Дземброню, и в Зеленое, и в Билоберизку, и на Белый, и на Черный Черемош. Очевидно, что здесь есть много прекрасных деревень. Или в Красноилье, где Гнат Хоткевич создал гуцульский театр. Вместе с тем мы знаем по отчетам, что Верховинский район, к сожалению, является одним из аутсайдеров по экономическому развитию, и это тоже естественная причина, потому что там живет не очень много людей, традиционно люди живут разбросано по горам, нет каких-то крупных производств, которые есть в других районах. С одной стороны, это очень хорошо, потому что это интересно для туристов и это не портит экологию, которая нас окружает. А с другой стороны, создает дополнительные экономические трудности. И понятно, что какой-то план развития района нужен. И надо, чтобы люди, которых мы агитируем сюда приехать, уже через год могли где-либо остановиться — хоть в нескольких хороших отельчиках, а через два года во многих. А затем сделать отличные велодорожки вдоль этих замечательных гор. А потом спуститься на рафтинг, который здесь есть, и увеличить ареал этого рафтинга, с моей точки зрения. Но как Вы видите развитие этого района?

Если углубиться немножко в историю, то в каждом населенном пункте нашего района находился тот или иной известный человек. Я не буду перечислять всех, но на сегодняшний день круг Винценза объединил вокруг себя все уголки Карпат. И если мы говорим о Винцензе, то философия его была, наверное, немного более глубокой — даже не раскрывая красоты Верховинщины, гуцульского быта и всего остального, все-таки философия была настолько более глубокой, чтобы человек мог заглянуть как-то в свои истоки, в себя внутри, и понять, как дальше нужно жить, каким образом нужно дальше развиваться.

Я очень рад, что этот форум затронул не только проблематику культурную, но и проблематику социально-экономическую. Мы на этих платформах смогли обсудить очень многие вопросы — как социально-экономические, так и ведение лесоводства и все остальное. И нельзя на сегодняшний день разделять вопросы культурные и социально-экономические. Мы говорим, что все эти вопросы должны развиваться в комплексе. У нас сегменты туристического бизнеса, такие как "зеленый" туризм, не развиты. И тот спрос, который есть на сегодняшний день в Украине, ни Верховинщина, ни Ивано-Франковская область в целом не могут удовлетворить. Поэтому упор все-таки я бы сделал на "зеленый" туризм. Но опять же, развитие той инфраструктуры необходимо для местного жителя, в первую очередь, ну и, конечно, для туриста, который завтра приедет сюда.

Криворивня: живописная столица гуцульского региона

"Летняя культурная столица Украины" — так называется большой марафон, который поддержали украинские артисты, исполнители, который мы проводим отсюда, из украинских Афин, как когда-то называли это село, из Криворивни. И мой собеседник Анжелика Рудницкая.

Анжелика, спасибо тебе за поддержку этой инициативы.

Спасибо тебе, что ты придумал все это, потому что это все очень ярко и красиво.

Ты всегда приходишь удивленная. Что тебя удивляет здесь в Карпатах?

Скорее восхищенная, потому что я много раз была в Карпатах, но в Криворивню я попала благодаря тебе, благодаря форуму "Виа Карпатия". Красота невероятная. Ты открываешь глаза, смотришь — и почти не представляешь, что это ты видишь своими глазами, потому что это картинки из каких-то хороших фильмов, из каких-то там фотографий для релакса. Но все это окружает нас и является какой-то такой невероятно хорошей атмосферой, потому что атмосферу создают люди. А люди в Криворивне очень патриотические в лучшем понимании этого слова. То есть не потому, что они ходят в вышиванках или в гуцульской одежде, а потому что любят каждый клочок своей земли, каждый фрагмент своей истории, каждого человека, который что-либо сделал для Криворивни — или он пришлый человек, или местный, — свой говор, свои слова, то есть все-все свое.

И другим украинцам, которые живут в другой Украине, просто надо учиться этому — как любить, как не сдаваться. И знаешь, что меня удивило — я спрашивала, насколько много людей выезжает из Криворивни, и, оказывается, только две семьи выехало. То есть дети где-то едут учиться, но в Криворивне остается этих 1,5 тысячи человек, все они прихожане одной церкви, все они одна община, которая принимает решение по поводу того, что будет происходить в их селе. И они говорят: мы гордимся своим краем, и невозможно куда-то уехать, потому что встал – видишь эти горы, слышишь птичек и понимаешь, что другого тебе не надо. Это прекрасно, потому что у нас вся Украина очень красивая, но не все умеют так относиться к Украине, как криворивняне.

Мы делаем этот марафон с такой целью, чтобы украинцы все — не только в Карпатах, но и в других регионах страны — узнали об этом замечательном крае. Это действительно интересное мемориальное село. Ты уже открыла для себя целый ряд музеев. Вообще-то в Верховинщине, не только в Криворивне, более 30 частных музеев. Я думаю, это какой-то такой фантастический регион, где люди не просто очень любят свою землю, но и любят об этом рассказывать. Какие из музеев тебе были интересны?

Все, в которых я побывала, интересные. Я для себя открыла музей Романа Кумлика, я о нем слышала, но наконец туда попала и познакомилась с госпожой Натальей. И, кстати, сняла кусочек ее экскурсии с игрой на цимбалах, и за день 10 тысяч человек просмотрели на моем фейсбуке это сообщение. Там 160 перепостов было, я поражаюсь.

Поразило, конечно, все, что связано с фильмом "Тіні забутих предків". И хата, которая была лабораторией Параджанова, и хата-гражда, где снимались "Тіні забутих предків", где я не знаю, сколько раз была, еще возила с собой Павла Розенко, хотела ему это показать, и всем раздаю телефоны, говорю: езжайте, посмотрите. И музей Франко, который находится рядом с нашей студией. И где мы только ни были. В музее Франко мемориальный кусок, где жил Франко, очень красивый. Но замечательно, что кроме обычной музейной экспозиции там проходят еще и выставки. И я с огромным удовольствием увидела выставку Параски Плитки-Горицвит.

Сейчас еще идет ее выставка фотографий. Потому что Максим Руденко, такой режиссер, который увлечен ее творчеством, совершенно случайно нашел пленки, которые она фотографировала. А это такая женщина, которая, по сути, была гуцульским самородком. У нее была очень сложная судьба, она много лет пробыла в заключении и после этого открыла в себе удивительные таланты. Она рисовала, причем не только на бумаге, но и на стекле, целлофане, на таких совершенно удивительных…

Авангардистка.

Да. Она писала повести из жизни индейцев, потому что была увлечена Ганди, древним индийским эпосом. Она фотографировала и делала блестящие фотографии. Так что это действительно совершенно незаурядная личность.

Да, это меня поразило, для меня это было открытие. Ну и, конечно, церковь в Криворивне.

Это церковь, где, собственно, и происходили события "Тінів забутих предків".

Да, настоящая.

Снимали, правда, там, но потом пришлось даже снимать в студии Довженко, потому что в коммунистические времена запретили показывать эту церковь.

Да, но церковь сейчас реконструируется, восстанавливается и из-под более поздних росписей появляются старые росписи. И решили оставить старый образ и новый на одной стене. Это действительно впечатляющие вещи.

Мы тебя поздравляем с большой государственной наградой.

Спасибо, это неожиданно.

На самом деле это Орден княгини Ольги. И нам приятно, что люди, которые занимаются творчеством в Украине, имеют признание. Но ты человек признанный, который является советником министра культуры. Что ты будеш советовать министру культуры после того, как отсюда вернешься?

Ты знаешь, здесь надо говорить не только о Криворивне. Нам нужны вообще системные шаги в сфере поддержки культуры и наследия. В принципе, мы делаем все эти шаги, но хочется, чтобы они были не такими маленькими, а чтобы они сразу были гигантскими. Возможно ли это в условиях, в которых мы живем, я не знаю. И сферами моих не то что интересов, моя работа больше сосредоточена на Востоке. Но там такие же проблемы, потому что есть маленькие частные музеи, так же села собирают все древности, потому что они сейчас больше готовы бороться за свою самоидентификацию, чем в любой другой части Украины. Поэтому нам не только надо вкладывать средства в масштабные государственные проекты, но видеть малейшие эти потуги народные и каким-то образом их поддерживать.

Я была в Южной Корее, и мне понравилась такая их государственная инициатива. Там доплачивают людям, которые живут в традиционном быту, сохраняя его. То есть если человек живет в хате-гражде, то государство не снимает с него налоги и коммунальные, а наоборот доплачивает ему, чтобы он оставался жить и берег аутентично все, что до сих пор сохранилось.

Хата-гражда — это гуцульская крепость, объясним нашим зрителям. Гуцулы действительно очень часто, особенно богатые люди, жили в таком доме, огражденном забором со всех сторон, где были и скот, и люди, и тепло. Который служил крепостью на тот случай, если какие-то враги или недруги захотели бы напасть на этого хозяина и на эту хату. В Верховинском районе, между прочим, кроме дома-музея, о котором ты говорила, в урочище Игрец есть хата-гражда, где жил когда-то вийт Криворивни, где сейчас живет прекрасный хозяин и разводит овец, что стало, увы, очень большой редкостью здесь на Гуцульщине. Так что приезжайте сюда, Вы много интересного увидите и встретите.

А мы тут с Анжеликой, между прочим, вспоминали, как когда-то в студенческие времена (раскроем секрет — мы вместе учились в университете) был еще Советский Союз, были другие обстоятельства нашей жизни. Но даже в тех обстоятельствах мы собирались, ходили колядовать.

Правда, мы колядовали.

Если вы хотите увидеть уникальную гуцульскую коляду, которая здесь происходит на Рождество, уникальные гуцульские традиции, действительно неповторимые музеи, приезжайте сюда в Криворивню.

 

Источник