Домой Мир Коррупция или Хезболла. Что убило Бейрут

Коррупция или Хезболла. Что убило Бейрут

Корупція чи Хезболла. Що  вбило  Бейрут

Фото: Getty Разрушен порт Бейрута

Ливану угрожает голод из-за разрушенный порт в столице. Есть мнение, что опасный груз направлялся для военизированной ливанской группировки.

, которые оценили в десятую часть атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, произошли из-за аммиачную селитру, что много лет хранилась в порту ливанской столицы.

В Бейрут она попала на сухогрузе, который принадлежал российскому бизнесмену, который, как сообщается, бросил судно и груз на произвол судьбы. Yakomp.ru рассказывает подробности.

Как химикаты оказались в Бейруте и почему взорвались

Убытки от взрыва в ливанской столице могут достигать 15 миллиардов долларов. Об этом заявил губернатор провинции Бейрут Марван Аббуд. В результате взрыва пострадала половина города: одни здания были полностью разрушены, кое-где выбило окна.

Десятки тысяч человек в городе остались не только без жилья, но и без работы. Полностью уничтожен порт, через который Ливан импортирует практически все необходимое, а также элеватор со стратегическим запасом зерна. Страна находится под угрозой голода.

Причиной взрыва стало ненадлежащее хранение аммиачной селитры — химиката, который используют как удобрение или же как компонент для взрывчатки. Премьер-министр Ливана Хасан Диаб сообщил, что партия весом в 2750 тонн находилась на складе с 2014 года без соблюдения необходимых предохранительных мер.

Как сообщается, судном Rhosus под молдавским флагом, перевозившее селитру, владел предприниматель из российского города Хабаровск Игорь Гречушкин. Экипаж состоял из граждан Украины и России, а их работодателем была кипрская компания Teto Shipping.

Судно шло из Грузии в Мозамбик, но внеплановое мероприятие в Бейрут через поломку в октябре 2013 года обернулся арестом портовыми властями за технические нарушения эксплуатации. Экипажа, который состоял из четырех человек, было запрещено покидать корабль.

Разрешение на выгрузку химикатов на берег было издано через год — на тот же состав под номером 12, который во вторник сначала загорелся, а потом стал эпицентром мощного взрыва.

Состав был не очень защищен и оснащен кондиционерами, как это предусматривают стандарты безопасности относительно хранения нитрата аммония в других странах, отмечает немецкое издание Der Spiegel.

Согласно недатованою служебной записке, предположительно, от администрации порта, в 2014, 2015, 2016 и 2017 годах подавались заявления о том, чтобы вывезти особо опасный груз с территории порта, или отправить его обратно отправителю, или продать ливанской компании, специализирующейся на производстве взрывчатки», — отмечает газета.

После того, как судно Rhosus было задержано в порту Бейрута, «владелец корабля исчез со своими деньгами, а условные покупке в Мозамбике не проявляли никаких движений», рассказал тогдашний капитан судна Борис Прокошев в Радио Свобода.

Немецкий таблоид Bild считает, что это может говорить о том, что поставка товара в Африку была лишь поводом для доставки взрывчатки в зону досягаемости Хезболлы — шиитского военизированного группировки, поддерживаемые Ираном.

Один из инсайдеров сказал в разговоре с Bild, что невыдача разрешений на отправку или продажа груза, возможно, была актом гражданского неповиновения, чтобы воспрепятствовать попаданию груза Хезболле.

Издание пишет, что провело собственное расследование, которое показало, что в период с 2012 до 2016 года террористы другими путями пытались получить доступ к високовзривного нитрата аммония, чтобы нанести удары по еврейским и израильским объектам по всему миру.

«Хезболла знала, что получить доступ к 2750 тонн вещества можно в любой момент, и потому воздерживалась от новых попыток завладеть им», — считают авторы.

Bild отмечает, что несколько недель назад израильтяне во время прицельного авиаудара убили в сирийской столице Дамаск члена Хезболлы и группировки присягнуло отомстить, «а Израиль готовился на своей северной границе к чрезвычайной ситуации».

В пользу того, что шииты проявили интерес к взрывчатого вещества говорит то, что пожар на складе начался во время сварочных работ на воротах дома: аммиачную селитру пытались защитить от кражи, отмечает таблоид.

Капитан судна в том, что опасный груз оказался фактически брошенным в порту, обвиняет власти Ливана.

«Нечего было арестовывать это судно, от него надо было скорее избавиться! Когда просили выпустить, надо было сказать: идите уже, ничего с вас не надо! А они начали требовать, чтобы им долг вернули за портовый сбор — и вот что получилось», — сказал он.

Отметим, что на , посвященных морскому торговому судоходству, об Игоре Гречушкіна и его компанию Teto Shipping Ltd, встречается много негативной информации: его обвиняют в невыплате зарплат, наплювацькому отношении своих экипажей и судов, несоблюдение правил безопасности и даже мошенничестве.

По словам капитана Прокошева, что моряки, которые оказались на задержанном в порту Бейрута судне, не получали зарплаты. Выяснилось, что еще в 2014 году он направил жалобу в профсоюз моряков в Новороссийске, где сообщал, что экипаж, который не выпускали с арестованного судна, не получает ни жалованья, ни продовольствия.

«Судовладелец намерен, по его словам, продать судно и рассчитаться с экипажем, однако продать его не может, так как на судне опасный груз нитрата аммония, который не позволяют в порту Бейрута выгружать и перегружать на другое судно», — говорилось в документе, который цитируют российские СМИ.

Прокошев также в 2014 году писал в Международную ассоциацию транспортных рабочих, судовладельцу предлагали отказаться от Rhosus в обмен на погашение долгов перед моряками и портом в Бейруте.

«Тот уперся и отказался подписывать предложенный ему вариант решения ситуации», — сообщалось в письме.

В обоих документах Прокошев также жаловался на отсутствие помощи от российских дипломатов в Ливане.

«Я писал ежемесячно Путину. Писал, что положение у нас хуже, чем у заключенных. Заключенный знает, когда он выйдет, а мы не знаем, когда нас выпустят! И отпустят ли вообще! Ответом была отписка: Ваше обращение направлено в МИД», — рассказал он.

Судно в результате затонуло пару лет назад через пробоину. «Надо было периодически откачивать воду. А если экипажа нет, никому это делать», — рассказал Прокошев.

Джо Ґильбертсон, глава сектора удобрений британской Конфедерации сельскохозяйственных отраслей, считает, что информация о пробоину на корабле может означать, что в селитру могла попасть морская вода.

Загрязнение морской водой делает селитру потенциально взрывоопасной веществом, сказал эксперт в интервью BBC News.