Домой Спорт Формула-1: Буря радости в пустыне

Формула-1: Буря радости в пустыне

Королевские гонки приходят в Бахрейн. Несмотря на то, что F1 продолжается все еще в Азии, наслаждаться бескомпромиссными гонками можно будет наконец — то в дневное время.

Сравнительно новый Гран-при в плане удобства для зрителей является достаточно комфортным, однако Берни Экклстоун решил пойти еще дальше. Организаторы Гран-при Бахрейна уже рассматривают возможность проведения ночных гонок. Исполнительный директор трассы Сахир Халифа заявил, что они не выступают против концепции перегонок при искусственном освещении.


Европейские телезрители смогут наблюдать за событиями на трассе в более удобное для них время, а на трибуны автодрома после окончания рабочего дня сможет прийти гораздо больше людей. Проще говоря, все сводится к банальному увеличению дохода от гоночного уик-энда. А некоторые цифры, которые уже стали известны после четырех проведенных этапов в Бахрейне, не дают оснований сомневаться, что заработать можно даже в пустыне, если слегка ее изменить.


Экономический эффект Гран-при Бахрейна сезона-2007 достиг 548 млн долларов, что на 40 процентов превышает показатели прошлого года и составляет наибольшую часть за четыре этапа 1,2 млрд долларов. Сам Бахрейн Интернешнл принес экономике страны 22,9 млн за счет наемной рабочей силы, 5,1 млн было потрачено на рекламу Гран-при на локальных и международных рынках и развитие инфраструктуры трека.


Доход от продажи билетов составил 10,8 млн, 33,5 млн болельщики потратили на покупку атрибутики команд, еду, выпивку и прочие расходы. От продажи телевизионных прав, комиссионных, аренды владельцы трека получили еще 7,9 млн долларов. Другими словами, этап Формулы-1 в Бахрейне набирает популярность с каждым годом, а эффект для экономики страны просто огромен и распространяется на другие государства Персидского залива.


Репортеры News Of The World сняли на видео, как Мосли якобы принимал участие в садомазохістській оргии в нацистском стиле с участием пяти проституток. В итоге, все может закончиться, как обычно, в судебных залах, однако, независимо от того, какое окончание будет иметь дело — репутация в Мосли подмочена. Самого президента FIA за этот инцидент на последнем азиатском Гран-при перед переездом в Европу не будет.


Не будет в Бахрейне и табачной рекламы. Несколько недель назад была информация о том, что во время проведения крупных спортивных соревнований правительство Бахрейна может ввести запрет на рекламу табака. Сказано — сделано. Например, Логотип Marlboro — основного спонсора команды Scuderіa Ferrari, что в предыдущие годы всегда находился на ее алых болидах, в этот раз будет заменено на штрих код этой марки сигарет. Однако, подобного запрета можно было ожидать от Бахрейна, учитывая трепетное отношение организаторов Гран-при даже до триумфального напитка для гонщиков.


Наиболее интересным является тот факт, что Гран-при Бахрейна стал первым выездом Королевских гонок на Ближний Восток, обусловленного тем, что Формула-1 постепенно вынуждена покидать Европу именно в связи с ограничением рекламы табака. Кстати, само проведение этапа в Бахрейне до конца января было под большим вопросом. Только 29 января стало известно, что владельцы автодрома Сахир продлили контракт с руководством Формулы-1. По условиям контракта Бахрейн будет принимать Большие призы в течение ближайших десяти лет.


Гран-при Бахрейна было организовано при поддержке национального аероперевізника Королевства Бахрейн и Султанства Оман Gulf Air. Строительство автодрома Сахир стартовало в 2002 году. Проект вызвал огромный интерес в Бахрейне. На автодроме планировалось проведение не только этапов Формулы-1, но и соревнований по драг — рейсингу, этапов GT и Формулы-3. В итоге, гоночный оазис в пустыне был построен за 16 месяцев и обошелся организаторам в 150 миллионов долларов.


В ходе строительства было привлечено более трех тысяч человек. В конструкции использовано 70 тысяч кубометров бетона и 8,5 тысяч тонн стали. Автодром может принять около 50 000 зрителей. По меркам автоспортивных комплексов международного значения это не так уж много, но для самого Бахрейна эта цифра означает семь процентов всего населения страны. Трасса в Бахрейне построена по проекту Германа Тильке, бывшего гонщика и хорошего друга Берни Экклстоуна, авторству которого принадлежат все современные трассы, принимающие у себя этапы Формулы-1.


Длина трассы в Сахірі 5,417 км. Сахир состоит из 57 кругов, общая дистанция трассы составляет более 300 км. Несмотря на то, что трасса состоит из четырех полноценных длинных прямых, было бы ошибочно называть ее скоростной.


Покрытие имеет хорошие сцепные свойства, однако, очень грязный асфальт вне накатанной траектории может существенно замедлить любой болид и спровоцировать лишние проблемы с абразивностью гоночной резины. Таким образом, цена ошибки для гонщиков на трассе очень большая, а для некоторых подобные погрешности могут закончиться ужасно, учитывая правило одного комплекта резины на уик-энд. Можно сказать, что характер трассы — разгон-торможение, за которым Сахир является одной из самых требовательных трасс к тормозам в календаре чемпионата мира.


Песок, как визитная карточка Гран-при Бахрейна, имеет свое ключевое значение. В Бахрейне довольно ветрено днем, что приводит к появлению песка на трассе. Эффект загрязнения песком больше всего заметен в квалификации. Поэтому каждый гонщик хочет остаться последним на трассе, чтобы максимально воспользоваться преимуществом чистой траектории и выиграть поул-позишн.


Гран-при Бахрейна является непростым испытанием для двигателей. Больше половины круга проходится на разгоне, а для многих болидов это будет уже третья подряд гонка с теми же моторами. Инженерам, кроме того, придется решать проблему радиаторов, чтобы защитить систему охлаждения двигателя, имеет здесь важнейшее значение, от проникновения песка. Классика Бахрейна — два пит-стопы. Первый ожидается в районе 17-21 кругов, второй — между 35 и 40 кругами.


Гран-при Бахрейна за свою скромную историю выигрывали три гонщика — Михаэль Шумахер, Фернандо Алонсо и Фелипе Массе. Следует отметить, что в прошлом сезоне бразилец со Скудерии одержал победу в гонке, и выиграв поул.


Гонщику Ferrari Кими Райкконену, который является действующим чемпионом мира, Бахрейн так ни разу и не покорился. А один из главных претендентов в борьбе за победу здесь и в чемпионате, в целом, McLaren, на Ближнем Востоке и вовсе ни разу не испытывал триумфа. Таким образом, Фернандо Алонсо побеждал здесь дважды в составе именно Renault, будет стартовать в ближайшее воскресенье, как самый титулованный гонщик Бахрейна.


В целом, фаворитами предстоящей гонки являются гонщики итальянской Конюшни. Это связано сразу с несколькими факторами. Пилотам Скудерии есть что доказывать: Райкконен ни разу не побеждал на Сахірі, а Масса просто обязан реабилитироваться за малайзійську детскую ошибку, за которую Скудерия не досчиталась драгоценных очков. Следует отметить, что Ferrari лучше всех знакомый с этой трассой в рамках поиска оптимальных аэродинамических настроек на уик-энд. Кроме того, положение в чемпионате обязывает итальянцев действовать решительно: кроме основного британско-немецкого конкурента McLaren им борьбу навязывает еще и третья сила нынешнего сезона — BMW Sauber.


Безусловно, Серебряные Стрелы также не собираются просто так дарить победу на третьем этапе своим конкурентам. Льюису Хэмилтону необходимо подтверждать статус лидера чемпионата, а Хейкки Ковалайнену — свои амбиции и стабильно качественную езду в составе новой команды. McLaren важно одержать победу в этих гонках также ради того, чтобы доказать, что поражение на прошлом этапе гонщиков McLaren было связано, прежде всего , с ошибкой во время квалификации.


Фавориты гонки уже успели дать свои комментарии относительно майбутног уик-энда. Льюис Хэмилтон заявил, что в Бахрейне всех ждет уникальная трасса, поскольку автодром построен в пустыне, вокруг ни деревьев, ни зданий — только песок. Возможностей для обгона достаточно, например — в первом, четвертом, седьмом и десятом поворотах.


Ковалайнен поделился мыслями о том, за счет чего его команда может праздновать успех в Бахрейне: «В Бахрейне несколько факторов успеха — через предпочтение торможений трасса требовательна к тормозам и шинам, так что по ходу уик-энда и в гонке нужно внимательно следить за их состоянием и не допускать ошибок. Песок вне траектории сильно ухудшает сцепление, а поднимаясь в воздух, может снизить эффективность систем охлаждения и повлиять на работу мотора, но я уверен — команда приняла необходимых мер».


«Три года подряд я заканчивал Гран-при Бахрейна третьим, — пожаловался чемпион мира Кими Райкконен. — Все время что-то мешало выступить лучше. Так что Сахир — одна из тех трасс, где я очень хотел бы наконец — то выиграть. Ясно, что для этого нам нужно быть достаточно быстрыми. Трасса мне нравится, и Ferrari здесь конечно выступает сильно».


«Пока рано судить о расположении сил, пройдет еще несколько гонок, прежде чем мы поймем, кто же в 2008-м будет претендовать на титул. Борьба будет такой же плотной, как и в прошлом году, можно не сомневаться. Но теперь это борьба уже не двух команд, а трех. Первые две гонки выиграли Ferrari и McLaren, но давайте не забывать, что в обоих случаях вторые места доставались BMW. Стоит только Ferrari и McLaren допустить малейший ошибок, и они сразу этим воспользуются. Теперь за каждое очко приходится драться по-настоящему», — подчеркнул Райкконен.


В эти выходные в Бахрейне ожидается очень жаркая погода (более 30 градусов по Цельсию, при влажности 34% и нулевой вероятности дождя). Однако, в субботу и воскресенье может подняться северо-западный ветер, что вполне может дополнить гонку сюрпризами в виде дополнительного песка на асфальте, что неизбежно снизит уровень сцепления шин с гоночной трассой.


Букмекеры авторитетной британской конторы Wіllіam Hill опубликовали свежий курс ставок на победу в Гран-при Бахрейна. Букмекеры уверены в успехе итальянской команды и Кими Райкконена — это касается и будущих гонки, и ставок на борьбу за титул. Пилот McLaren Льюис Хэмилтон уверенно занимает вторую строчку в рейтинге, разница в ставках между британцем и финном небольшая.


Интриги добавляет и недавнее высказывание Михаэля Шумахера по поводу того, что в этом году уже не две команды будут бороться за первые места, а — три. Этими словами Шумахер автоматически вписал в ранг еще одних претендентов на титул немецкую команду BMW Sauber. «Все любители Формулы 1 останутся очень довольными этим чемпионатом», — заявил шестикратный чемпион мира. Таким образом, несложно предугадать, что уже на третьем этапе чемпионата всех любителей Королевских гонок ожидает настоящая Буря в пустыне, где будет присутствовать настоящая борьба за право быть сильнейшим.


Квалификационные сессии и гонку Гран-при Бахрейна можно будет посмотреть на телеканалах REN-TV и Мегаспорт в 14:00 и 14:30 по киевскому времени, соответственно. И пусть победит сильнейший.