Диктатор, который хочет в ЕС. Зачем Лукашенко нужна Украина Июл25

Добавить в

Диктатор, который хочет в ЕС. Зачем Лукашенко нужна Украина

Диктатор, который хочет в ЕС. Зачем Лукашенко нужна Украина

20 июля, 2017, 12:38

Динамика внешней политики Лукашенко показывает, что он взял курс на усиление торговли с Европой и в перспективе – даже на безвизовый режим

20 июля в Украину с официальным визитом приезжает президент Беларуси Александр Лукашенко, который уже 21 июля проведет официальную встречу с Петром Порошенко.

Предыдущий визит Александра Лукашенко в Украину состоялся не так давно, однако носил скорее символический характер: украинской и белорусской президенты уже встречались 26 апреля этого года в Чернобыле. Именно тогда Петр Порошенко пригласил своего коллегу посетить Киев с официальным визитом.

Такой характер визита означает, что стороны уже провели подготовительную работу, нашли точку соприкосновения, и можно ожидать подписания ряда двусторонних соглашений.

Это будет третья личная встреча Петра Порошенко в статусе Президента Украины с Александром Лукашенко – впервые они встретились в Киеве в декабре 2014 года. Тогда встреча проходила в закрытом для прессы режиме.

О чем будут говорить

Тематика нынешнего визита не будет сильно отличаться от других двусторонних встреч последних лет. В ходе переговоров в формате «один на один» и в расширенном составе президенты будут обсуждать:

  • Безопасности и гуманитарную ситуацию на востоке Украины;
  • Двустороннее экономическое сотрудничество в сфере энергетики и сельского хозяйства, с акцентом на увеличение белорусского экспорта через украинские порты;
  • Вопрос обустройства границы Беларуси и Украины.

Несмотря на взрывное объявление на этой неделе главарями так называемой ДНР создания «Малороссии», в центре визита Лукашенко, вероятнее всего, будут экономические вопросы. После кризиса 2008 года Беларусь активно ищет рынки сбыта для своего экспорта, поэтому из транспортно-логистических соображений украинские порты для нее большой интерес.

Динамика внешней политики Лукашенко показывает, что он взял курс на усиление торговли с Европой и в перспективе – даже на безвизовый режим.

Именно для открытия перспективы безвиза с ЕС белорусы уже несколько лет обсуждают вопрос надлежащего обустройства границы общей с нами границы. В 2014-2015 годах уже было демаркировано почти 600 км. украинско-белорусской границы, и эта работа продолжается. Тема границы была одной из ключевых во время визита министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея в Украину два года назад.

В сфере безопасности, возможно, Лукашенко вернется к озвученной в прошлом году идеи заново открыть офис ОБСЕ в Минске, для того чтобы «оживить» переговоры в трехстороннем формате.

Экономическое взаимодействие Беларуси и Украины

Динамика товарооборота с нашими соседями говорит о том, что Украина всегда покупала в Беларуси больше, чем продавала туда. За период восстановления после кризиса 2008 года отрицательное сальдо доходило до $2 млрд в пользу Белоруссии. Но в 2015 году оно уменьшилось и составило лишь $332 млн.

По данным Министерства экономики Украины, спад торговли между странами начался еще в 2013 году, до Майдана, в результате стагнации украинской экономики. В 2014 году в сравнении с предыдущим годом экспорт из Беларуси увеличился, а импорт из Украины упал.

В начале 2015 произошло драматическое падение фактически до показателей кризисного 2008 года, когда экспорт еще больше сократился (почти на 48%), а импорт упал на 43%.

Вопросы, которые остаются чувствительными в экономической плоскости – желание Беларуси уменьшить влияние от санкций против России на свою экономику и дискуссия о возможности расчетов за белорусские товары в гривне.

Если совокупно сложить эффект от санкции, торгового эмбарго и обвала рынков, потери белорусской экономики составили более $3 млрд.

Некоторые украинские эксперты предлагают всерьез говорить о переходе на расчет за белорусский экспорт в гривне. Среди очевидных выгод для украинской стороны можно называют уменьшение потребности в валюте и сохранение уровня импорта социально чувствительных категорий товаров (продовольствие).

Для Беларуси выгода может быть больше и это также связано с санкциями в отношении России. Например, возможность реэкспортировать купленные в гривне украинские товары и продукты в конвертируемой валюте. Или создание совместных предприятий с Украиной, которая уже пользуется преимуществами Соглашения об Ассоциации с ЕС. Кое-кто даже предлагает привлечь белорусов к приватизации украинских предприятий.

Если меркантильные интересы Лукашенко возьмут верх над дипломатическими соображениями, мы увидим наибольшие сдвиги в переговорах именно в экономической сфере.

Риторика Лукашенко в отношении Украины

Официальный Минск не признал ни аннексии Крыма, ни так называемых «ДНР» и «ЛНР». Очевидно, из-за опасения захватнических мотивов России по самой Беларуси. Впрочем, на протяжении последних лет от Лукашенко раздавался целый спектр конъюнктурных заявлений по ситуации на востоке Украины.

В октябре 2014-го после Минске-1 он предлагал ввести белорусских миротворцев. Также некоторое время он поддерживал риторику России о внутренне украинском конфликте, и о необходимости диалога киевской власти с "ДНР/ЛНР".

Уже во время подписания Минска-2 Александр Лукашенко предлагал президенту Европейского банка реконструкции и развития Суму Чакрабарти вывести украинские войска из-под Дебальцево под свои гарантии.

Дипломатическая игра Александра Лукашенко направлена на повышение собственной легитимности. В чем его внешнюю политику можно сравнить с политикой «многовекторности» во времена украинского президента Леонида Кучмы.

Достижение баланса во внешней политике дает Лукашенко мандат невмешательства других государств во внутреннюю политику Беларуси.

Впрочем, лишь эскалация конфликта в Украине помогла президенту Беларуси несколько подзабыть сомнительный титул «последнего диктатора Европы».

Хотя США продолжают старые санкции по теме коррупции и ущемление прав человека, ЕС в августе 2015-го года снял санкции с целого ряда белорусских чиновников, и возобновил диалог в правозащитной плоскости.

Имидж «модератора» Минских договоренностей, посредника и миротворца, уменьшает, хотя и не снимает с повестки дня вопрос о соблюдении стандартов демократии, нарушении прав человека и политические репрессии внутри Беларуси.

Выводы

Александр Лукашенко осознает, что основа его длительного правления – сохранение (или смягчения падения) экономического достатка и уровня жизни белорусов. Разговоры об усилении экономических связей или даже перспективы безвиза с ЕС также служат для сдерживания протестных настроений.

Вряд ли Петр Порошенко прямо будет поднимать вопрос нарушения прав человека, стандарты демократии и политических заключенных, которые остаются в Беларуси.

Общий выход Беларуси и Украины на рынки стран ЕС и третьих стран является перспективным, повышает конкурентоспособность товаров и услуг, эффективность использования и инвестиционную привлекательность украинской транспортной инфраструктуры. Хотя на данный момент скорее речь пойдет о восстановлении докризисных (уровня 2008 года) объемов торговли.

Источник