Домой Культура Чья война и в чем ее искусство?

Чья война и в чем ее искусство?

Чья война и в чем ее искусство?

фото:Анастасія Іванців

Где искать ответы обществу, которое уже 2 года находится в состоянии войны? Что с нами будет дальше и есть ли ответы на наши вопросы? Все это попытался осмыслить в своей постановке «Мистецтво війни» Влад Троицкий, которой открылся уже восьмой по счету фестиваль «Гогольфест». На этот раз искусство обживало советские просторы ВДНХ, предоставляя им нового содержания

Одноименный спектакль создан как составляющая трилогии (еще будет "Искусство любви", "Искусство мира"), где сочетаются текст древнего китайского трактата "Искусство войны" Сунь Цзы, актерская часть, музыкальная составляющая и видеоподборка. Масштабный павильон, где расположена большая сцена фестиваля, является удачным пространством, которое позволяет ставить зрелищные постановки, экспериментировать со светом и декорациями. Однако именно "пространственностью", кажется, полуторачасовое действо и ограничилось.

Древний трактат китайского полководца стал не только полем для получения ответов на вопросы: является ли война искусством? чему научила нас украинская война? что мы поняли о себе? Спектакль является хорошей возможностью попробовать проанализировать себя через символику, через видео, движение, звук. Однако для этого все составляющие должны быть гармоничными.

Но то, что увидели зрители на открытии "Гогольфеста", скорее, напоминает коллаж, где куски настолько разные и слишком реалистичные. Театральное действо продемонстрировало на фоне военной хроники женские образы, которые иллюстрировали то ожидание, то сожаление, а то извечную украинскую тоску. У многих присутствующих в антракте возник вопрос: для какой аудитории этот спектакль? Если для подготовленного, пресыщенного зрителя, то откуда такие буквальные символы? Женщины, которые покачиваются в такт музыке с детьми на руках, или яблоко, которое передают как символ мира эти же женщины друг другу? Складывается впечатление, что персональность, человечность в войне не только не пережита, а она получила очень схематическое воплощение на сцене. Если же спектакль для зрителя менее привередливого, то для чего сложные музыкальные партии в исполнении камерного ансамбля "Артехатта" под руководством Мирославы Которович и метафорические отрывки из трактата?

Будущее, о котором сейчас гудит украинское общество, — это недопущение войны, наступления мира. Об этом предостережении была попытка говорить благодаря хореографии. Однако женские образы, которые, например, появляются в виде теней, держа в руках вещи, или беззаботная жизнь на фоне старой военной хроники свидетельствуют о репортажности, а не об осмыслении. Война в режиссерском видении Влада Троицкого вышла таки не символической, не осмысленной с позиции человека, который над ней поднялся, а в манере реалистической, традиционной. Является ли для большинства украинцев война очередными плачем матерей, женским горем, сожалением, вопрос дискуссионный. Возможно, и так.

Вторая часть спектакля апеллировала к тому, что нас ожидает. Именно поэтому концовкой "Искусства войны" стало видео воды как первичной стихии, которая смывает лишнее. Здесь упоминаются библейные строки апостола Павла, для того чтобы что-то появилось новое, должно умереть старое.

Публика реагировала на постановку по-разному, часть людей выходила посреди действа, другие с аплодисментами и овациями приветствовали Влада Троицкого, который вышел в конце на сцену. Но увидели ли мы себя в "Искусстве войны", наша ли это история, остается вопросом, который повис в воздухе. И вообще, ставил ли  режиссер себе такую цель — показать нам зеркало?

Сейчас можно сказать, что спектакль "Искусство войны" как визитная карточка фестиваля больше напоминал школьное сочинение, написанное на тему войны, а не о ней живой. И то ли неприхотливость украинского зрителя, то ли образ самого режиссера создали ажиотаж вокруг формы, но не содержания.

Но можно поздравить спектакль с тем, что это первая серьезная попытка синтеза все же поставить вопрос ребром: что дальше? А также напомнить, что культура является непременной составляющей лечения общества, даже когда оружие стреляет.

Источник