Домой Мир Бесплатный проезд в транспорте в ЕС: цена решает не все

Бесплатный проезд в транспорте в ЕС: цена решает не все

Безкоштовний проїзд у транспорті в ЄС: ціна вирішує не все

В Люксембурге с 1 марта транспорт станет бесплатным

В марте 2020 года Люксембург станет первой страной в мире, в которой весь общественный транспорт будет бесплатным. Экспериментируют с этим и в Германии. Цель — заставить людей пересесть с авто на автобус, трамвай и метро.

В Люксембурге с 1 марта 2020 года введут бесплатный проезд в общественном транспорте по всей стране. Таким образом, вторая самая маленькая страна Евросоюза станет первой в мире государством, где не нужно будет покупать билет, чтобы прокатиться на поезде, автобусе или трамвае. Платным останется только проезд на местах первого класса поездов. Пункты продажи билетов будут закрыты, нынешние контролеры получат новые функции.

Таким образом правительство страны во главе с премьером-либералом Ксавье Беттелем пытается существенно изменить транспортную ситуацию в стране, которая буквально трещит по швам. До 600 тысяч собственного населения, которое проживает около двух с половиной тысячах квадратных километров, прилагаются около 200 тысяч людей, которые ежедневно ездят на работу в Люксембург из соседних Германии, Франции и Бельгии. Утром и вечером вся страна стоит в огромных пробках.

Годовые государственные инвестиции в транспортную сферу должны возрасти до 806 миллионов евро в 2021 году — еще 2018-го этот показатель составил 501 миллион. В столице страны Люксембурге активно развивается современная трамвайная сеть, для гостевых работников из соседних стран строятся большие парковки у железнодорожных станций и въезде в город — к 2025 году таких паркомест должно стать вдвое больше, чем было в прошлом году.

В Германии — только экспериментируют

Одиночные эксперименты с бесплатным проездом в общественном транспорте постепенно появляются и в Германии, правда, пока лишь на уровне отдельных городов и регионов. К примеру, в Ганновере в прошлом году перед Рождеством проезд в общественном транспорте был бесплатный несколько суббот подряд, ведь именно в эти дни немецкие города традиционно переполнены людьми, которые совершают покупки и посещают рождественские ярмарки. В ноябре 2019-го бесплатный проезд в общественном транспорте по субботам ввели в городе Бохольт на западе Германии, эксперимент должен продолжаться сначала один год.

В баварском Аугсбурге пошли еще дальше — там с нового года полностью отменили плату за проезд в трамваях и автобусах в центре города. Зона, где действуют новые правила, охватывает девять остановок общественного транспорта. Кроме того, владельцы долгосрочных проездных могут теперь не только пользоваться автобусами и трамваями в пределах города, но и на велосипедах и авто, которые принадлежат местной транспортной компании.

Несколько малых городов и общин в различных регионах Германии ввели бесплатный проезд в общественном транспорте еще раньше. К примеру, в баварском городе Пфаффенгофен-на-Ильме с 26-тысячным населением он действует еще с декабря 2018 года. Уже за несколько месяцев количество пассажиров автобусов увеличилось вдвое, отчиталась местная власть. Примерно в то же время бесплатный автобус стал ездить городком Фіхтах, так же в Баварии, где проживает чуть менее девяти тысяч человек.

Пока что только малые города

В апреле 2020 года к ним присоединится город Монгайм-на-Рейне с населением более 43 тысяч человек. Вместо городского проездного, который сегодня стоит 62 евро, городским жителям не придется больше платить за пользование общественным транспортом ничего. Для общины, расположенной между двумя большими городами — Дюссельдорфом и Кельном — это будет означать еще и удешевление проезда до мегаполисов почти вдвое. Ведь именно там работает немало жителей Монгайма.

Одна из главных целей введения бесплатного проезда в общественном транспорте и в Германии, и в Люксембурге, и в других странах Европы — это уменьшение вредных выбросов в атмосферу. 2018 года Еврокомиссия подала в Европейский Суд сразу на несколько стран ЕС, среди которых и Германия, и Люксембург, за то, что во многих городах предельное содержание двуокиси азота превышается в разы, а страны, мол, никоим образом не наказывают за это главных виновников — транспорт. По данным Еврокомиссии, по всему ЕС ежегодно умирает 400 тысяч человек через влияние вредных выхлопных газов.

Дешевле — не всегда лучше

И низкая, то даже нулевая, цена — это не всегда решающий аргумент для людей, чтобы мотивировать их пересесть с авто на общественный транспорт. «Комфорт, надежность и доступность играют гораздо более важную роль», — говорит Лукас Блок с немецкого научного Общества имени Фраунгофера. Блок исследует новые формы мобильности и убеждает, что люди будут все равно в дальнейшем оправдывать автомобиль несмотря на то, что пользование им дороже даже за платный общественный транспорт — через скрытые расходы вроде страхования, ремонта, парковки и тому подобное. Поэтому, по его словам, бесплатный проезд мало что дает, если метро постоянно переполнено вечно опаздывает или до остановки трудно добраться.

Это демонстрирует пример западногерманского Бонна, где еще 2018 года был введен эксперимент в виде летнего городского проездного стоимостью один евро на день. Но из 17 тысяч выделенных проездных на конец 2019 года люди приобрели меньше половины. Критики говорят: билет, который действует только в одном городе, многим ничего не дает, ведь по статистике половина тех, кто едет на работу на авто по всей Германии, проезжает более десяти километров в одну сторону, что в основном означает: едет в другой населенный пункт.

Более того, спрос на авто в крупных немецких городах и без того снижается, говорит Блок. По его словам, это связано с тем, что здесь хорошо ездит общественный транспорт, а велосипед составляет хорошую альтернативу авто. В сельской местности же ситуация выглядит иначе. Но даже здесь бесплатный проезд мало что изменит, ведь автобусы или поезда здесь ездят редко, говорит Блок.

Профессор Андреас Кни из Берлинского научного центра социальных исследований указывает на еще один важный аспект, который мешает убедить немцев пересесть на общественный транспорт: субсидирование автотранспорта государством. «Только когда дизель перестанут дотировать на восемь миллиардов евро в год, а парковки в городах станут дороже, ситуация выровняется», — говорит эксперт.

Новости от Yakomp.ru в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet